Перейти к содержимому
Admin

Концертное Освещение "кипелов: 5 Лет"

Рекомендуемые сообщения

Admin    0

[vkvideo]<iframe src="

http://vk.com/video_ext.php?oid=55022545&id=160081227&hash=32e7a8f61b8f49c9&sd" width="607" height="360" frameborder="0"></iframe>[/vkvideo]

Общий вид сценического пространства. Три экрана, создающие эффект самосвечения, расположены в центре сцены и по бокам от неё. Для создания объемно-лучевого эффекта используются мощные заливающие приборы с полным движением корпуса, которые распределены по нескольким планам. Первое, что обращает на себя внимание, - это отсутствие кластеров (групп расположенных рядом осветительных приборов). Преимущество кластера заключается в универсальности и функциональной определенности каждого входящего в него осветительного прибора. С помощью кластеров можно создать многолучевую световую подложку, эффектный свет, отбивку или заливку. Включение осветительного прибора в группу ограничивает возможности светооператора в индивидуальном управлении им , но зато становится понятно, какова его функция этого прибора. Осветительный прибор вне группы имеет большую свободу в управлении, что как раз и может привести к проблемам в том случае, если до конца непонятно, зачем он используется и какие функции должен выполнять. Отсутствие кластеров не является проблемой, если распределенные в пространстве приборы работают в группе с четко определенными функциями. Если же интеллектуальные приборы работают по "индивидуальным программам", то проблемы не заставят себя ждать. Из рис. ниже видно, что из-за постоянного движения значительная часть осветительных приборов работает в зал (светящиеся точки), а вместо графики света видны лишь отдельные лучи.

4fa039672cb55_kp_11.jpg

Общий вид сценического пространства

Из-за неоднородного задымления пространства сцены и работы осветительных приборов всех планов в режиме "сцена-зал" происходит постоянная взаимная засветка, а объемно-лучевой эффект, являющийся основой пространственного эффектного света на рок-концертах, постоянно пропадает, превращаясь в эффект самосвечения фонарей. Вместо того, чтобы поддержать кач и энергию всего представления, машущие во все стороны лучи работают поперёк звука и действия на сцене, чем-то напоминая рок-дискотеку. Последнее неплохо, но почему для этого использовался сценический свет, а не дополнительные подвесы с приборами в зале, которые могли бы эффектнее осветить фан-зону? Если же посмотреть на работу Валерия Кипелова, то можно без труда увидеть с десяток движений за песню, которые просто необходимо было подчеркнуть светом, но это не было сделано, что существенно обеднило общее представление. Два подиума на сцене - это прекрасная возможность для создания интересных световых картин с участием музыкантов, а вместо этого прожекторы запихнули под лестницы.

4fa03995ed3ba_kp_91.jpg

До появления приборов с полным движением корпуса основа сценического освещения строилась с использованием безлинзовых прожекторов PAR, которые обладают двумя замечательными свойствами - неподвижностью и слабосфокусированным излучением. Художник по свету заранее определял положение прожекторов в пространстве и это являлось гарантией того, что светооператор, по крайней мере, не будет светить в лицо зрителю. Появление мощных приборов с полным движением корпуса, с одной стороны, позволило обойти ограничения в художественно-постановочном освещении, связанные с использованием PAR, а с другой стороны дало возможность светооператорам с невысоким художественным вкусом использовать их в качестве игрушек, благодаря которым можно показать собственную значимость.

4fa03c0d54f21_kp_121.jpg

"Вообще-то, главный тут я", - застенчиво и тихо сказал светооператор,

повесив световое облако перед сценой

"Вспышка спереди!" - это не техногенная катастрофа и не новая команда из учебника по НВП - это рок-концерт! Посмотрите на рис. 3 и попробуйте ответить, в чём заключается художественный смысл показанного "эффекта" и зачем слепить народ?

4fa039ec8cb92_kp_31.jpg

Вот это действительно "круто"!

Выбираем ответ:

  • Cвета на сцене всегда не хватает, а световое оформление должно быть не просто хорошим, но ещё и крутым, а лучше брутальным.
  • Главный на концерте - светооператор, а не музыканты и зрители. Что музыка - забытый звук, а свет - есть вечность!
  • Зрителей нужно как следует осветить, чтобы музыканты могли рассмотреть их восторг от всего происходящего.
  • Если есть возможность, то почему бы не врубить всё на полную?

Конечно, можно сказать, что это случайность, да и видеомонтаж непрофессиональный, но после десятого за минуту раза удара по глазам Светой, смотреть концерт дальше расхотелось. Как же это получилось?

Расположение блиндеров - мощных светильников заливающего света. В верхней части пространства сцены расположено четырнадцать 8-ми камерных светильников, в нижней части - десять 4-х камерных. Но проблема заключается не в количестве мощных светильников, а в их расположении. Во-первых, они расположены по всей глубине сцены по четырем планам (первый план - 14 штук, второй план - 2 шт. в центре, третий план - 6 шт. на верхнем подиуме и два на последнем плане). Четыре блиндера установлены по краям авансцены. Вот там зрители точно не мерзли.

Во-вторых, по вертикали блиндеры расположены на четырёх уровнях. То есть, светильники работают по всему объему сценического пространства. Сцена хорошо задымлена, но задымлено и пространство перед сценой, что ещё больше усиливает эффект. В отдельные моменты блиндеры работали поверх эффектного света, то есть, засвечивали работу других приборов и экран, в результате чего получалась одна световая каша.

4fa03a3ab136a_kp_41.jpg

Зажжём поярче, чтобы стало жарче!

Блиндеры используются как вспомогательное освещение, но на данном концерте они выполняют чуть ли не главную роль, засвечивая весь эффектный свет. Почему? Потому что из-за отсутствия кластеров больше нечем было создавать световые акценты. А между тем можно было разбить блиндеры на две группы "верх-низ" и сделать чередующуюся отбивку в полнакала.

Помимо заливки блиндерами есть ещё один мощный световой эффект, который требует аккуратного использования - строб-эффект. Во время исполнения второй песни на строб-эффект поставлены все световые приборы, кроме выносного фронтального софита. То есть, интенсивные лучи прожекторов не только мелькают по залу и светят в лицо, но ещё и моргают при этом. "Ацкое моргалово" - наиболее точное название этому "световому издевательству", который, возможно, будет уместным при выступлении блэк-готик-метал группы.

4fa03a696da51_kp_71.jpg

Брутально

Весьма необычно демонстрировались и спецэффекты

4fa03a99d9734_kp_101.jpg

Спецэффект

А вот похожий спецэффект в заливке.

4fa03ab6b83c1_kp_81.jpg

Спецэффект в заливке

Световое представление развивается во времени. Если в течение первой песни показать все световые эффекты, то что останется на потом? Ввод всего света производится не ранее кульминационного момента на концерте. В данном случае это были лазеры, но их работа могла быть более эффектной, если бы не окружающий дикий свет.

4fa03ae835e37_kp_111.jpg

Лазер в диком свет

Нельзя сказать, что показанное световое решение не имеет перспектив. В моменты, когда лучи не носились туда-сюда по залу, а блиндеры не жгли в лицо, получались весьма интересные световые картины. Но потенциал решения не раскрыт по причине того, что часто световые эффекты просто валились в кучу. Я не исключаю того, что у светооператора просто не было времени на подготовку к концерту или возникли другие обстоятельства, в результате чего пришлось импровизировать. Но импровизировать-то можно не в ущерб общему представлению.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

хочу заступиться за свет этого концерта...помню этот концерт,по свету его делал Николай Морозов,приглашенный группой специально из Москвы. Коля-профи экстра класса,я его знаю по световым партитурам для группы ДДТ и ещё нескольким постановкам,свет его как правило,выверенный,чёткий и акцентированный,да и со вкусом у него всё в порядке...что до света конкретного концерта,определенного мнения высказать немогу,т.к. провел его за видеопультом в правом кармане (не удосужились техники вынести видеопультовую в зал)многие нарезки делал я+часть Кипеловских клипов+ролики Марата Корчемного (басиста-Пикника)...в те редкие минуты,когда выходил в зал...вроде всё достойно было...тут,наверно сыграли негативную роль несколько моментов: 1.заказчики-музыканты,а они по своей природе люди слепые и "смотрят ушами"-это значит-каждую долю-надо отмечать,акценты -обозначать и т.д.-в результате,каша-дискотека\ 2.я то-же делал несколько концертов Арии и один Кипеловский лет сто назад,так что знакомо ощущение.которое наверняка было присуще и Николаю---музыка у "2х-Арий" (при всей любви к группам)после ДДТ и Алисы,а у меня ещё после Пикника и Аквариума,для меня часто весьма и весьма однообразная-металлюги....в общем (головой понимаю,что не так это,но не сердцем) может поэтому и стробы и отбивки.....превалируют.... сами по себе "отбивки в зал" -это не хорошо и не плохо-это один из приёмов,не более и не менее,лично я кстати нисколько не смущаюсь "е...ь по глазам зритлей,чтоб им жизнь медом не казалась.." (см."Званые" на сайте),правда,очень осторожно отношусь к блендерам.особенно в полный накал-предпочитаю это делать вёдрами(если их много) или головами, если удаётся раздобыть сканера,то это ИДЕАЛЬНЫЙ инструмент для отбивок(3х шаговое движение+шатер)....стробы не люблю,как правило,я их даже не вношу в райдер..для меня достаточно пару тройку раз обойтись встроенными строб-эффектами приборов... вернёмся к Кипелову и Морозову...не знаю не знаю, не видел из зала сам концерт, но зная Николая.не думаю.что всё так страшно...+ ставило "Еврошоу"в те годы, еще не самая опытная и качественноя контора,сам обжигался не раз...вполне могло быть.что пришел в 10 утра на прописание света,а там ещё лебёдки не подняты... и последнее.сами прнимаете,что глаз и объектив камеры АБСОЛЮТНО РАЗНЫЕ ВЕЩИ, по видео практически невозможно судить о качестве света...съемка света-отдельное искусство..я за свою жизнь встречал только ДВУХ!!!! операторов.умеющих это делать...да и сама технология устройства матрицы....условно: читаемость зеленой линии -1 пиксел, читаемость красной линии -20 пиксел..чуствуете разницу...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Admin    0

Андрей согласен с вами... Есть масса нюансов которые могут повлиять на качество работы осветителя. В большинстве случаев виноваты прокатчики, подводят... Приходиться прописываться за пару часов до концерта. Насчет критики я думаю ничего страшного нет в ней. Просто в этом видео есть наглядные примеры как не стоит делать :). Никого обидеть не было целью.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

да я и не заметил попыток обидеть..."разбор полета" вообще штука такая, недостатки выявлять... это меня ругать нельзя...хе..хе...(шуткую)... если серьезно,хорошо.что начали наконец обсуждать художественную часть, о железе разговоров куча а вот, собственно о профессии...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Timpani2    49

Собственно, мои представления об этом концерте были лучше. Судил по по фотографиям с сайта Николая ещё в те времена, когда безлимитный интернет был роскошью (года 4 назад). Попытка же посмотреть концерт здесь у меня не увенчалась успехом - ничто взгляд не притягивает. :( То ли Арию когда-то переслушал, то ли операторы не то и не оттуда снимали, то ли правда смотреть не на что... Хотя ведь фотки-то неплохие были! >если серьезно,хорошо.что начали наконец обсуждать художественную часть Применять-то знания у нас в регионах практически негде... У меня прямо апатия сейчас какая-то начинается.:S

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Admin    0

Попытка же посмотреть концерт здесь у меня не увенчалась успехом - Не открывается что ли?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Admin    0

Вот эту темку посмотри еще... Интересно что скажешь - Концертное освещение Bon Jovi "Live at Madison Square Garden"

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

по поводу регионов: они разные бывают, на курсах,бывают курсанты с разных частей России, так бывает,что у них оснашение получше питерских...а что до применения знаний...тут не в железе дело, бывает интересно выжимать из старой аппаратуры всё что она может...бывает только три прожектора...в общем всё бывает... ...аесли применять знания негде, то можно некоторое время работать и для себя, т.е. " в стол"...кстати,такие перерывы иногда очень полезны бывают...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Timpani2    49

Оборудование тут ни при чем. Никому просто это не нужно в той части России, где нахожусь я. Вытягивать что-то из старого оборудования можно, когда есть что вытягивать, а когда по одним корпоративам, да студвеснам шпаришь с минимумом оборудования (2 головы, например) - уже не знаешь, куда деваться. Концерты полноценные уже скоро год как не работал. Так получается, что только "в стол" и работаю. P.S. Что-то на оффтоп скатились...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Сначала почитал комментарии, потом посмотрел концерт. Первый вопрос, который пришел в голову - ребят, вы что, в турах не работали? Ведь работали, уверен! Тогда наверняка знаете, как это все происходит, учитывая российскую концертную специфику, когда райдера утверждаются в последний момент, а инсталляция - свободное творчество прокатчиков. И художник по свету, приехавший с командой, вынужден работать с тем, что есть, потому что организаторы просто забили болт на рекомендации художника. Это значит программирование начинается в лучшем случае с утра перед концертом, едва придя в себя с дороги и в монтажной суете. В подобных экстремальных условиях художник работает скорее не творчески, а полагаясь на опыт и знание муз. материала, пишет стандартные картинки, эффекты и впихивает весь праздник на шесть ручек, потому что остальные не работают. И вполне себе гладко и спокойно (аки рыцарь, победив в неравной борьбе) проводит концерт!

Мы с вами можем бесконечно обсуждать "Истеричную Свету", "развес не по Фен-Шую" и кремированные блайндерами первые ряды (собственно, за этим здесь собираемся, надо сказать - не без удовольствия), но зрителю чаще всего плевать на "академическую светопостановку" (это наша задача помнить об этом), особенно, на метал-концертах, где для нас главное активно, но щадя эпилептиков, подчеркнуть атмосферу темы, попасть в акцент и не быть при этом занудой.

Сам частенько мутирую в зрителя и посещаю разнообразные мероприятия, во-первых, ради собственного удовольствия, во-вторых - дабы, стоя за пультом, помнить - что чувствует публика на танцполе. И знаете, коллеги, находясь в толпе, иногда хочется схлопотать по сетчатке и погреться у блайндера!!! Я заплатил за вход и желаю ощутить аттракцион сполна - на физическом уровне (мы обсуждаем определенный формат, не забыли?=)! Это, вроде как, отступление, в защиту сабжа... Частичную.

Теперь по качеству картинки на видео и работе художника по свету со съемочной командой (точнее против=).

ИМХО, это, в первую очередь, зависит от целей инсталляции. В данном случае, скорее всего, приоритет отдавался работе на зал, а не телесъемке. Каким чудом можно было снять стабильную картинку сцены при таком количестве и такой конфигурации контрового света? Каким чудом можно было четко снять световую графику через ямы от диодных экранов (заправляй ты хейзер хоть ипритом)? Во-вторых, судя по своему, пусть и скромному, но опыту, предположу, что в данном случае, вопрос о съемке не был заранее скоординирован ни с прокатчиками, построившими все достаточно красиво хоть и без "кластеров", ни с художником по свету, который естественно, в первую очередь, работает на живую публику. То есть, одновременно обеспечивая концерт, каждый цех работал бескомпромиссно и по отдельности. К сожалению, обычное дело...

Мне могут возразить, дескать, "мы "солдаты шоу-бизнеса" и к тяготам нам не привыкать, главное - творчество!". Согласен, что творческий подход - главный инструмент. Но нельзя забывать, что этот инструмент неэффективен без знаний, опыта и Качественного Взаимодействия (выражаясь политкорректно) всех участников проекта.

Пока русская практика сильнее теории, если вы понимаете, о чем я=)))

P.S. Временами сгущаю краски, считайте это стёбом)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас


×
Индекс цитирования