Ищу Совета По Обустройству Театрального Зала

Здравствуйте уважаемые форумчане, обращаюсь к Вам за советом по следующему поводу : планируем небольшой в основном детский театр, зал приблизительно 130 мест, сцена приблизительно 4*8, в показе постановки ТЮЗ овского плана , иногда кукольные, иногда взрослые дараматические, комедийные постановки, т.к театров еще не приходилось  открывать возникает много вопросов, в частности по устройству светового оборудования. Интересует устройство спускаемых(а надо ли спускаемые?)подвесов над сценой для светового оборудования, какие приборы и в каких количествах нужны для этого, какие приборы должны(обязательно ли должны?) висеть на стенах в зале направленные на сцену. Что-то подсказывает мне, что в нынешней кризисной ситуации это крайне недешево, а бюджет раздувать нельзя.  Если кто-то может подсказать по моему вопросу, буду очень признателен.

Желательно озвучить бюджет и приложить фото площадки. И таки да, недешевое это дело. Если у Вас гос. контора, то придется делать ТЗ, на основании этого ТЗ некая фирма будет делать проект, который может стОить от 50 000р. У нас малый зал на 70 мест без оборудования (прокладка силовых линий, разводка по сцене и “софитам”, 72 линии) обошелся в 900 000р. И это только кабель и розетки. Без дежурного и антрактного освещения. Сколько киловатт. Ваша щитовая может выделить на освещение зала? Будет ли возможность и средства для текущей замены “расходников” (лампы, фильтры)? Они сейчас весьма недёшевы.

Если рассматривать галогеновые прожектора, то профильники 575-е и РС и FC на 650-1000 вт. Светоч, Светогор и Протон с винтовой фокусировкой не рекомендую. Фонарики неразборные, фокусировка залипает. Из диммеров - у меня стоят 6 Светогоров 24х3 квт с фильтрами. Пару раз в ремонт ездили, но это из-за косяков с проводкой. Из LED оборудования на подсветку декораций подойдет и RGB. На подсветку актеров уже желательно RGBWA. И самое главное - пульт. Это сердце Вашей системы освещения. И надо согласовать кол-во оборудования, функционал и удобство управления.

Вадим здравствуйте, спасибо что откликнулись. Проясню ситуацию: фото площадки приложить не могу т.к. на стадии строительства, прилагаю план помещения надеюсь кое что из него можно понять. По вопросу бюджета: как раз считаем сейчас бюджет и эта информация для его расчета и нужна, хотелось бы прикинуть по минимуму и “золотую середину” проекта по свету т.к 50000 рублей на проект пока нет и если будет все очень дорого, то строительство не удастся (т.к инициатор этого проекта занимается строительством надеюсь у него есть проектировщики электрики), По щитовой и её мощности пытаемся посчитать, но пока ничего не известно. Какие то средства на замену ламп думаю найдем но вопрос в каких пределах (как обычно хочется чтобы ничего не перегорало и все работало как можно дольше). Организация частная и поэтому надеюсь что всё будет немного проще чем гос. театр. Сейчас очень важно знать примерное кол-во “ФЕРМ”, их стоимость, как обустроить их механику т.е подемный механизм(надо ли это или монтаж , настройку производить с лестницы), нужно ли ферму вешать в зале, хочется иметь поворотные головы -прожекторы с управлением хотя бы 2 , сколько они могут стоить??? Как раз коль-во оборудования и функционал хочется  знать и хотя бы примерно во что это обойдется. Сейчас за некий пример берем http://teatr21.ru/ , но выяснить во что им это обошлось , насколько все грамотно у них решено не представляется возможным.

Давайте примерно посчитаем. На основе нашего малого зала на 70 мест. 72 линии. 48 диммерных, остальное НР-ы и прочая приспособа. Диммеры. 2 шт 24 канала по 16 а. Стоимость от 80 000 за штуку. = 160 000. Прожекторы 1 квт. 30 шт по 5 000 = 150 000. Профильные прожекторы на 575-ой лампе. 10 шт. от 15 000 за шт. =150 000р. LED прожекторы с RGBA по 7 000 р. 10 шт =70 000. Пульт. Тут уж кому какой, у нас остался со старого здания FROG. 400 000. Можно найти нечто подешевле. Итого под миллион. Это без ламп. Софитов как таковых, сцен. механики нет. Закреплена над планшетом металлическая решетка из профиля. На ней весь развес. Высота подвеса 4200 мм. Обслуживание и направка с лестницы. Цены сейчас везде “по запросу”. Т.е. от курса евро или доллара. Вынос так же закреплен намертво. Вынос и ложи, кстати Вам нужны будут, без них никуда. 

Можно использовать штанкетные диммеры. Тогда не нужно тащить разводку от тиристорной. Только силовую до места их установки. Посмотреть какие можно тут http://www.yugdoka.ru/?action=tovar&id=54 Примерно. Любая площадка весьма индивидуальна. Удаленно сложно сказать. что Вам будет предпочтительнее. Лучше все таки обратиться к проектировщикам. 

Посмотрел виртуальный тур по театру по ссылке. Я бы на вашем месте с большой осторожностью использовал их решение в качестве примера. Если вы собираетесь строить хоть и маленький, но серьезный театр, вам следовало бы учесть следующее:

Вот фотографии выноса и сцены teatr 21.ru.

 

  1. Вынос совершенно пустой.

а.) Повесить на него в данном случае головы, да еще такие огромные и видимо ламповые решение очень спорное, шума от них должно быть много. Они висят прямо над зрителем, и если они не бесшумные, то зритель плохо слышит, что происходит на сцене.

б.)Светодиодные прожекторы, даже если они бесшумные и с плавным диммером подойдут только для передней цветной заливки.

г.) Не считая голов, отсутствует качественный теплый белый свет для освещения лиц актеров. При этом требуется как можно большее количество отдельно управляемых прожекторов с белым светом, для того чтобы получить как можно больше световых точек (как минимум, нужно осветить авансцену так, чтобы можно было выделять светом отдельных персонажей стоящих на ней (в центре, слева,справа и т.д.). Прожекторы, выполняющие эту роль, должны иметь возможность регулировки ширины луча (особенно при работе с куклами) для того, чтобы исключить засветку лишнего пространства.

 

Позже я нашел фото, где на центральную ферму довешали,  видимо, ламповые PAR64, это, конечно, хорошо, но проблема лишней засветки на маленькой сцене остается.

 

  1. Отсутствуют прострелы -приборы бокового освещения; судя по всему для них тут совсем нет места, но они необходимы для придания рельефа и объема объектам, без них картина получается плоской.

post-287-0-44590000-1445266751.jpg

post-287-0-31331200-1445266756.jpg

Karapus, складывается впечатление что Вы человек опытный и знаете о чем говорите, но мой основной вопрос так и остается в воздухе, если Вас не сильно затруднит описать что за приборы оптимальны и в каком количестве для наших целей , каким образом их крепить, для меня это самый острый вопрос  чтобы я смог что-то более или менее внятное вбить в бюджет т.к. у меня нет больше выбора кроме как получить совет здесь на форуме или обратиться в teatr21.ru театр, при этом рискую получить не совсем грамотную примерную смету на оборудование, к тому-же у нас зал и сцена планируются  несколько меньших размеров. Надеюсь на Ваше понимание.

Нужен план вашего помещения и фотографии.

Возьмем Ваши предполагаемые размеры 4 глубина, 8 ширина и неизвестная высота. Если у Вас высота подвеса до 5 метров, то можно работать с лестницы(по правилам ТБ). Тогда можно не делать штанкетно-софитное хозяйство для подвеса прожекторов. Направка при этом  усложнится, т.к. придется прыгать вверх вниз постоянно и обносить декорации. Хотя, при выставленых декорациях не всегда есть возможность опускать софиты. Либо опускать до определенного предела и использовать лестницу. 

По используемым прожекторам: Для выноса, лож и некого контровика и точек, например 

ELATION TSP500FN-B, ELATION TSP500PC-B 300/500PC. Либо бОльшей мощности. на 1000 вт. DTS SCENA 650/1000 A/F IMLIGHT ACCENT 1200 PC

Вам желательно их иметь в кол-ве: Вынос - 6-10 шт. Ложи левая и правая хотя бы по 3-4 на ложу. Я заказывал с линзами РС, если нужно размытый луч, можно поставить фрост фильтр. 

 

Для "заливки сцены например IMLIGHT FLOODLIGHT FL3 IMLIGHT FLOODLIGHT FL4.

 

По количеству 2 шт на каждый “софитный план”. Количество софитов зависит от глубины сцены. Чем глубже, тем больше софитов. Если глубина сцены 4 метра, то хотя бы 2 софита. 

 

Профильные прожекторы. Хороши тем, что можно луч обрезать до нужной ширины(высоты) и по определенной форме. Высветить например квадрат, прямоугольник, сделать прострел из кулисы в кулису, не засвечивая сами кулисы. Углы раскрытия зависят от линз. Так же можно поставить на профильники трафарет(гобо) получая практически любой нужный рисунок. Трафареты можно делать под заказ, можно самим мудрить. 

Сами прожекторы например 

ЕТС Source Four 36° .

Цена на них сейчас … кусается.  По количеству, хотя бы по одному на каждый план кулис, 2-4 на вынос, 1 на ложу. 

 

По LED прожекторам - сейчас их просто навалом. Соотношение цена-качества весьма разные. Например RG-P02 Led multi par.

 

Здесь важно учитывать, для чего именно будете их использовать. Для цветовой заливки (вместо 3-4-х камерных галогенных светильников) можно использовать с диодами RGB и желательно с регулируемым углом раскрытия. Для освещения лиц и кукол нужны будут с диодами RGBWA. От них можно добиться более-менее приемлемого цветового сочетания на лицах. 

По кол-ву. По одному на ложи, 2 на вынос, по 1-у на каждый прострел, по 4 на каждый софит. 

Пушки. на малый зал может и нецелесообразно вообще их брать. 

Головы. Работал с Silver Star Indigo 2000. Весьма неплохи в плане качества - цены, маловато по мощности. Диод стоит 60 вт. Лучше сразу искать на 90 вт. диоде. Для классического репертуара они в принципе и нать. Только как некий сказочный эффект. Вам пока что важна достаточная освещенность сцены в любой точке, возможность высветить отдельные точки, либо отдельные элементы декора. 

Ультрафиолетовые светильники. Особо не парился, обычные люминесцентные лампы 20-40 вт. В штатном бытовом корпусе. 2-4 шт. Расположение - обычно над планшетом на первом софите.

Как крепить. “Софит”, грубо говоря некая металлическая конструкция, с трубами для прокладки кабеля, розеточными коробками и площадками(трубами) для подвеса прожекторов. В малый зал впихнуть их нереально да и дорого выйдет. Можно использовать для подвеса либо квадратный металл. профиль, либо трубы 30-40 мм. диаметром. Сами прожектора подвешиваются с помощью струбцин. Страховочный тросик на все прожекторы обязателен. 

По поводу подъемных софитов и штанкетов, Фирменное оборудование обойдется весьма дорого. Лепить из автомобильных лебедок…может повлечь за собой статью определенную. Можно поискать ручные лебедки “Геркулес”. Как их крепить и куда, тут уже строительные требования надо смотреть. 

По диммерам. На каждый галогеновый фонарик желательно иметь отдельную линию управления. 40 прожекторов-40 диммерных каналов нужной мощности. Т.е. либо 2 диммера по 24 канала, либо 4 по 12 каналов, либо 5 на 8 каналов. Особой разницы нет. На LED оборудование можно использовать и по одной нерегулироемой линии на несколько прожекторов не превышая допустимой нагрузки на линию. Ссылку на диммеры Вам уже скидывал. 

Вот примерный развес нашего малого зала. Сейчас он изменен. Ширина сцены 11 м., глубина 5 м. Высота 4.3 м. Весь подвес выполнен на решетке из металлопрофиля 25х50. 

Развес прожекторов малого зала.doc На тот момент было 32 управляемых линии и три нерегулируемых. Сейчас управляемых линий 48, 10 нерегулируемых. Подвес прожекторов можно сделать в любой точке над планшетом. По кол-ву прожеторов для меня лично сейчас этого мало, когда начинаются замудреные постановки (тут точку, там точку, тут гобо положить, там уголок высветить и т.д). Света много не бывает. 

 

 

Karapus

помещение еще не готово  и ждать минимум год, пока только план.

Vadim б

большое спасибо за столь подробный ответ, теперь более или менее понятно, пока по этой смете получил 631 тыр, но все же остаются вопросы

-что за профиль используется,алюминиевый 25*50???

-как у Вас решено с занавесом,  сего механизацией???

-можно ли использовать   http://www.220-volt.ru/catalog-157909/

Профиль из черняшки. Сечение закладывали строители, исходя из ТЗ. Под расчетную нагрузку. С занавесом решено “никак”. Стоит профиль от жалюзи и каретки от них же. Через блочки прокинут репсик 6мм. вот и вся механизация. При закрытии-открытии занавеса шум стоит поганый. По подъемным устройствам не подскажу. Надо смотреть требования к сценическим площадкам. По электрике есть опр. документ 7.2.pdf Есть такой документ http://www.znaytovar.ru/gost/2/RekomendaciiRekomendacii_po_pr73.html

Почитайте книгу “Театральное освещение”. В файлах должна быть. 

https://www.google.ru/search?ie=UTF-8&hl=ru&q=%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%B7%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%BC%20%D0%B7%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%BC&gws_rd=ssl#newwindow=1&hl=ru&q=%D1%81%D0%BD%D0%B8%D0%BF+%D0%BF%D0%BE+%D1%82%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BC Тоже можно поизучать. 

И план прикрепите все-таки.

И поищите темы похожие тут же на сайте. “Переоборудование ДК”, и что-то подобно. Есть полезная информация.

Vadim, что есть черняшка???

План прикрепляю.

Сразу-же подспудный вопрос, возможно сталкивались с проекцией, есть проектор Benq 777 , можно ли с его помощью смастерить проекцию на задник, в смысле вывесить там экран а проектор за “арлекином” чтобы луч не перекрывали актеры ???

И еще , пульт посчитал INVOLIGHT DL 450, это нормально???

post-7825-0-27886300-1445410649_thumb.jp

Черняшка - грубо говоря сталь для водопроводных труб. Проектор 4000 люм. с натяжкой пойдет. Точку проекции искать придется пробным путем. после строительства возникнут всякие арлекины-падуги-подвесы. Пульт, Если будете работать только с галогенными светильниками - пойдет. Простой, тупой, при аккуратном обращении неубиваем. Частенько летят фейдера, если пеплом посыпать. Но, функционально он предназначен для управления диммерами. Головы и LED приборы Вы к нему не подключите, ибо может просто не хватить каналов. (48). И неудобен он для этого. Лучше поискать что нибудь подороже и поуниверсальнее. Zero 88 Jester ML24. как вариант. Или что-то подобное, с возможностью управления как диммерами, так и интеллектуальным светом. Либо замахнуться на Титан Мобайл. Дорого, но вкусно.

Сцена мелковата получается. Добавил бы глубины. Метров 6 хотя бы. Меньше зрительских мест, зато аншлаг чаще будет). При короткой сцене даже на черном кабинете сложно работать. Вынос либо засвечивает задник, либо, если направлять на авансцену, не хватает планшета. И прострелами и с софитов не добить. Углы не те. Будут неудобоваримые тени на лицах. 

По поводу пультов еще. На один канал пульта желательно иметь один канал диммера. Т.е полностью раздельное управление. Не спаривать и не страивать линии и каналы. Головы и светодиодные фонарики используют уже не один канал, а несколько. обычно от 4-х до 12-и каналов(возможно и намного больше). Диммер, цвет, строб, макросы, зум, пан-тилт, гобо, скорость изменения макросов и прочая. Поэтому в более дорогих пультах имеется возможность патчить такие приборы как некую единицу с N кол-вом каналов. Можно эти “единицы” группировать, чтобы сразу на всех задать один цвет. Можно работать по отдельности, четными, нечетными и как захочется в общем.  Это намного удобнее, чем когда за небольшие деньги приобретается два каких нибудь Инволайта и с одного рулится диммерами, с другого LED фонариками. Пульты эти несинхронизируемы. Гемор. Можно еще как вариант(опять же не самый лучший для театра) использовать комп. программу и миди контроллер. Вариантов имеется. Но, все таки для театра железный пульт более приемлем и прост в работе. Если будут предлагать пульт MAXIM c PAT-PADом(диммерный пульт с панелью для управления интеллектуальными приборами), можно подумать, но PAT-PAD не совсем удобен в работе. Ну, время поизучать рынок у Вас есть. 

Vadim , пульт конечно не дешев , но и приборов немало. Что скажете насчет замены пульта связкой из поста с форума: “Я работаю с санлайтом2 + 3шт BCF2000+ комп с тачскрином+ второй монитор. Управляю и динамикой и статикой и LED PAR очень удобно. Все приезжие осветители при упоминании санлайт сначала морщаться, но потом поработав остаються довольными. Санлайт обвешаный доп приборами вполне заменяет дорогой пульт. Цена: Санлайт контрофактный 1024 - 15тр+ 3 BCF2000 -по 15т.р= 45т.р+ комп моноблок с тач -25т.р итого 75т.р”

Еще хотел бы поинтересоваться по димеру : Димер

И что при вообще по сигнальным кабелям для всего этого света??

 

Сразу прошу прощения что  не совсем сведущь в вопросе света , т. к никогда не имел с ним дела. 

 

Vadim

возможно есть видео или фото по которым можно оценить возможности оборудования в Вашем зале??

 

 

 

Это не диммер, это декодер сигнала. Из DMX в аналог или наоборот или в Арт-нет. Точно не скажу, описания нет. По поводу связки. Весьма спорный вопрос. Я вообще начинал работать на Санлайте и 4 года все спектакли и концерты вел с него. Еще с версии NT4. Кто-то его на дух не переносит - подавай LJ. Кто к чему привык. Одно время использовал связку коробка Санлайт с IN-OUT+пульт MAXIM XXL. 

В программе запатчены все приборы, а управление назначал на фейдера пульта. Заморочек хватает. Как назначить действия, чтобы кнопки и сцены программы адекватно включались-отключались,  настройка приоритетов действия и еще вагон и маленькая тележка. С МИДИ не работал, возможно там все намного проще. Зависит еще от того, кто будет рулить. Тут без обид, если какой нибудь электрик дядя Петя, лет под 70, то он скорее всего просто не поймет как что и куда. Если молодежь, им проще. Они более “компьютеризированы”.  

Как был переделан актовый зал можно посмотртеть здесь http://vk.com/album-3114587_161380053

Немного фото со спектаклей post-47-0-91447200-1445487269_thumb.jpgpost-47-0-56932100-1445487282_thumb.jpgpost-47-0-36147900-1445487296_thumb.jpgpost-47-0-21174600-1445487310_thumb.jpgpost-47-0-60683000-1445487320_thumb.jpg

Глубины сцены не хватает. Сделано три плана кулис. Прострелы узкие, Неудобно. Фото, как малый зал сейчас выглядит скину позже. Видео к сожалению нет. 

 

Vadim

Какой диммер мне будет необходим , по прошлой Вашей ссылке на них -большой список. Хотелось бы не очень дорогой. 

Если я правильно понял , то можно всё это закоммутировать на миди контроллер и управлять этим софтово например с нойтбука??? Что  именно за контроллер и в какой связке он подключен к приборам? Ведь диммер нужен и в этом случае, а пульт уже не нужен? 

По ссылке в Вк ошибка, а сцена  шикарная…

Свет по midi не управляется. Управляется по DMX. Если имелось ввиду управление с софта на компьютере+ dmx интерфейс - то эта связка и является пультом. Миди контроллер в этом случае - опциональное расширение в виде живых фейдеров и/или кнопок для удобства работы. Но к компьютеру в любом случае нужен интерфейс выводящий dmx сигнал.

Диммер нужен управляемый по dmx, количество, мощность каналов и другие характеристики - в зависимости от количества и мощности прожекторов с диммируемой лампой, а также от схемы их коммутации

Из недорогих - только китай с соотв. качеством. Либо Российского производства. Светоч, Протон. Пока не определитесь с предполагаемой мощностью, расположением, сложно подобрать модель. Тут тоже есть вариантов. Предположим Вы будете устанавливать диммеры в тиристорной. Тогда можно рассматривать настенные либо рековые варианты с кол-вом каналов от 6-12-и и более. Устанавливаются намертво и никуда не перемещаются. Проводка так же выполняется стационарно. От тиристорной разводка идет до сцены. Другой вариант. Можно использовать штанкетные диммеры. Плюс в том, что можно перемещать их в пределах сценической коробки. Но, силовую проводку тащить до них из щитовой. на каждый диммер, либо на пару-тройку диммеров и расключать уже на сцене. Есть небольшие настенные диммеры (Протон например) на 4 канала мощностью до 2 квт. на канал. По их размещению на сцене нужно смотреть требования ПУЭ. 

Если Вы примерно накидали кол-во прожекторов, считайте, сколько их и соотв. получите общее количество каналов димеров. По мощности то же самое. Хотя тут… редко встречаются проф. диммеры с мощностью на канал менее 2,2 квт. 

Вот что получилось из актового зала ДК.

post-47-0-47939800-1445680670_thumb.jpgpost-47-0-21197900-1445680680_thumb.jpgpost-47-0-88718500-1445680692_thumb.jpgpost-47-0-91547600-1445680700.jpgpost-47-0-79775000-1445680715_thumb.jpgpost-47-0-07815200-1445680727_thumb.jpgpost-47-0-02954800-1445680739_thumb.jpgpost-47-0-73659300-1445680751_thumb.jpg

Спасибо за фото, интересно.

Vadim (и другие  спецы следящие за темой):

Какой по Вашему экспертному мнению нужен необходимый минимум  оборудования на первый год существования, с последующим расширением кол-ва осветительного оборудования???

Хех… Далеко я не эксперт. На Вашей предполагаемой сцене минимум и очень минимум 24 канала. Плюс LED цветовую заливку. Почему так: 8-10 прожекторов ложи и вынос. Можно размазать по всей авансцене, можно даже выделить одну две точки на авансцене. Не более того. Остальное в пределах сценической коробки. Если не ставить LED, придется ставить фильтры на галогеновые прожекторы, а это уменьшение общей освещенности на сцене. Из-за малого кол-ва обычных прожекторов не сможете получить хорошую цветовую заливку. Бывают моменты, когда режиссеру надо 3-5-N именно ТОЧЕК. а еще и чтоб прям светло было. Точки направили, лишились хорошего засвета. Либо наоборот. У нас по проекту было предусмотрено 96 линий. Это и управляемые линии и НР-ы. Потом сократили до 72-ух. Не хватало денег. На открытии сцены было подключено 32 диммерных линии и 4 НР. Потом довезли диммеры, сейчас 48 диммерных и 6 НР-ов. Остался резерв на расширение. Не подключены планшет и прострелы. 

В чем минус такого подхода. Первое, мало. Второе, по результатам расширения придется переделывать подключение, смещать на диммерах подключенные уже каналы, (либо просчитывать варианты расширения и патчить диммер вразбежку) переписывать патч и все партитуры. Но это не смертельно. Светить захочешь, не так раскорячишься. 

Говоря про LED прожекторы подразумеваю в основном подсветку декораций, контровой свет и некий “сказочный”. На лицах все-таки это не очень хорошо выглядит. Есть аналоги галогеновых прожекторов на LED. Но ценник кусается. От 40 000 р. и дальше(. 

Если получится уточнить предполагаемый репертуар, от этого тоже можно отталкиваться. Но это весьма изменчиво. 

В старом здании очень долго время на малой сцене работали с 16-и канальным пультом, 4-мя

 ПР-0,5 и 48 PAR-16 на лампах 12в х 50 вт. Хватало и для драматических постановок и для кукольных спектаклей. 

Желательно дым машинку иметь ватт 800-1000. Ультрафиолет.