Как-то познакомился с художником по свету на гастролях - Кировоградский акадкмический театр кукол, Павел Босый. Он мне подкинул “колоквиум” для художников по свету (оказалось, у него образование художник по свету, полученное в штатах). Вот список базовых знаний по его мнению:
1. Свойства света:
- температура; понятие световой коррекции цвета;
- направление;
- интенсивность;
- цвет;
- чёткость/диффузионность края зоны освещения
- динамика.
2. Особенности освещения на сцене:
- освещение актёров;
- освещение кукол;
- освещение декораций;
- освещение костюмов;
- приподные эффекты;
- другие эффекты;
- создание атмосферы визуальными средствами - привелдите пример;
- создание настроения динамикой света - приведите пример;
3. Взаимодействие музыки и света
4. Характеристики и особенности использования основных приборов постановочного освещения:
- заливочные приборы для освещени большой вертикальной и горизонтальной площади; стриплайтс; галогенные заливочные приборы СвТГ;
- линзованые прожекторы - гладкошлифованные/элипсоидные линзы, линзы Френеля;
- профильные прожекторы; “интеллектуальные” приборы;
- Led приборы - заливочные, PAR, стриплайс, прожекторы;
- рамповые приборы;
- нижние подсветы;
- PAR приборы;
- проекторы, цыфровые проекторы, проекторы на основе Led;
- “следящие” прожекторы; “пушки” и “пистолеты”;
- ультрафиолетовые приборы;
- ropelight (дюралайт);
- scoop light (“снопосветы”);
- использование флюорисцентных приборов дневного освещения на сцене…
5. Аксессуары постановочного освещения:
- тубусы;
- шторки, ирисы;
- средства безопасности: обручи, страховочные тросики и сетри/решётки, теплопоглощающие светофильтры;
- гобо/трафареты; гобоченджеры и гоборотаторы;
- светофильтры и колорченджеры;
- проекционные приставки;
- моторизованная лира.
6. Особенности управления светом:
- регуляция интенсивности света (трансформаторы, тиристоры/симмисторы, диммеры);
- упраление регуляцией интенсивности света - пульты, консоли с памятью, компьютеры с DMX контроллерами;
- особенности DMX и Eathernet протоколов управления.
7. Особенности расположения приборов постановочного освещения.
8. Обеспечение безопасности постановочного освещения.
9. Создание художественного постановочного освещения.
- особенности творческого процесса - работа с текстом, режиссёром, художником-постановщиком;
- основная концептуальная и техническая документация: 1) цветовое решение; 2) разбивка на зоны освещения; 3) номенклатура инструментов и аксессуаров; 4) расчёт углов освещения; 5) направление освещения; 6) обеспечение необходимого количества приборов/инструментов для обеспечения необходимой интенсивности света; 7) работа с маскировкой/одеждой сцены; 8) план постановочного освещения; 9) предварительная и окончательная партитуры;
- анализ текста и задумки постановщиковв творческом процессе, создание ходожественного постановочного освещения;
- примеры создания художественного постановочного освещения для спектаклей разных типов/жанров - ширмовые. планшетные, марионеточные; комедии, трагедии, драммы;
- особенности теневого театра;
- особенности создания хореографических спектаклей;
- создание визуального акцента с помощью постановочного освещения - приведите примеры со спектаклей;
- акцентирование мизансцен с помощью постановочного освещения - приведите примеры со спектаклей;
- особенности световой динамики в сравнении с концепцией музыкального интонирования;
- создание контраста с помощью постановочного освещения - приведите примеры со спектаклей;
- особенности проведения технических и световых репетиций.