Светодизайнер – кто это такой?

Гед Гилади /Gad Giladi/, перевод Федянин Иван

Источник - lightonline

 

Новая профессия, находящаяся в поиске себя? Эта статья является базисом для дальнейшего обсуждения.

Очень часто предприниматели, владельцы зданий и архитекторы, когда заходит вопрос о том, какой светодизайнер будет проектировать свет для их проекта, отвечают, что они не знают, кто такой «светодизайнер» и для чего он необходим в проекте. Следовательно, это крайне важно для профессии светодизайнера точно определить, кто же такой «светодизайнер» и чем он занимается.

Конечно же, это специалист! Но что делает светодизайнер?

 

Светодизайнер – это профессионал, чьей зоной ответственности является проектирование освещения для пространства, в котором обитает человек. Чаще всего, проектирование проводится в рамках архитектурного проекта. При этом решение задач, связанных с проектированием освещения и его восприятия человеком, ведется в тесном сотрудничестве и под руководством архитектора. Работа над вопросами электропитания и подключения освещения ведется совместно с проектировщиками электрики. Также ведется постоянная работа со специалистами и других смежных проектов, так или иначе имеющих отношение к освещению и к вопросам установки светильников. Такими специалистами могут быть: проектировщики конструкций, дизайнеры интерьеров, ландшафтные архитекторы, проектировщики систем отопления, вентиляции и кондиционирования, а также проектировщики систем канализации.

 

Светодизайнер проектирует освещение как для интерьера, так и для экстерьера. Светодизайнер может работать как с естественным дневным и солнечным светом, так и с другими источниками света, главным образом, электрическими.

 

Типичными проектами освещения интерьера для светодизайнера могут быть: общественные здания, здания аэропортов, офисные здания или производственные сооружения, здания медицинского назначения (госпитали, клиники), здания, связанные с развлечением (театры, концертные холлы, дискотеки, клубы), спортивные сооружения, здания коммерческого назначения (торговые центры, магазины), крытые парковки и т.д. Типичными проектами освещения экстерьера могут быть: конструкции и фасады зданий, статуи и монументы, открытые площади производственного назначения, открытые театры, стадионы, парки-музеи, ландшафты, археологические музеи под открытым небом, зоны улицы, в том числе пешеходные и т.д.

 

Учитывая все вышесказанное, зоной ответственности светодизайнера является система освещения, отвечающая целому ряду условий и требований:

  • освещение должно быть комфортным и достаточным для тех зрительных задач, которые будут выполняться при нем;
  • требованиям удобства обслуживания светильников;
  • требованиям комфорта пользователей (помимо функциональных);
  • требованиям дизайна и архитектуры пространства;
  • требованиям клиента;
  • требованиям энергоэффективности и охраны окружающей среды.

Чтобы светодизайнер мог профессионально решить поставленные перед ним задачи, он должен обладать глубокими познаниями и пониманием специфики предмета, а также постоянно исследовать, изучать и следить за тенденциями в тех областях, в которых и с которыми он работает.

 

Например, в области электрического освещения, светодизайнер должен быть полностью информирован о доступных источниках света, об их характеристиках (эффективность, колориметрия, цветопередача, цветовая температура, срок жизни), о преимуществах или недостатках каждого источника света, о правильности применения источников света в тех или иных случаях; об электротехнических требованиях по подключению источников света, о новых разработках в области источников света, о местных нормах и стандартах (включающие в себя климатические особенности местности), которые налагают ограничения на использование того или иного источника света. Также светодизайнер должен хорошо знать ассортимент производителей, занимающихся изготовлением источников света.

 

Светодизайнер всегда имеет хорошее представление о рынке светотехники. Если речь идет об электроники для светотехники, он всегда знает, какие модели устройств для различных источников света находятся в производстве (балласты, трансформаторы, ПРА – электронные и электромагнитные); преимущества и недостатки использования каждого типа электроники; местные нормы и стандарты, накладывающие ограничения и предписания; а также, какие производители занимаются изготовлением электроники.

В первую же очередь, светодизайнер должен быть информирован о том, какие световые приборы находятся в продаже, и какие готовятся к выпуску производителями. Светодизайнер обязан быть осведомлен, как и с какими источниками света работает световой прибор, и какой световой эффект он может производить. Светодизайнер должен иметь представление, о различных оптических приспособлениях, позволяющих контролировать распределение света: линзы, решетки, антибликовые бленды и т.д. Хотя дизайн и конструкция светильников не являются приоритетными областями работы светодизайнера, он должен иметь об этом представление, в том числе, и о материалах, технологии, оптической конструкции, электрической конструкции, и ограничениями по электрике, которые имеет световой прибор. Оптические характеристики светового прибора также должны быть хорошо известными светодизайнеру. Сюда входят все фотометрические характеристики, световое распределение, слепящее воздействие, энергетическую эффективность, компанию-производителя, способ и тип отделки и сборки оптики.

 

Поскольку многие светодизайнеры имеют проекты в разных странах мира, следовательно, они должны обязательно быть осведомлены о местных нормах, стандартах и климатических особенностях, которые могут наложить ограничения на тип и конструкцию используемого оборудования. Производители светотехнического оборудования и светодизайнеры работают на одного и того же клиента. Поэтому особенно важно, чтобы светодизайнер знал, кто является лидером в производстве светового оборудования и мог отличить хорошую светотехнику от некачественных приборов, сделанных «под копирку».

 

Профессионал в области освещения креативен, имеет художественное иногда даже творческое видение, но в тоже он обязан быть практичным для того, чтобы создавать успешные световые проекты. Светодизайнер обязан оперировать и работать с величинами, единицами измерений и метрикой света. Если у светодизайнера нет собственного лабораторного оборудования для испытания источников света и световых приборов, по крайне мере, он должен иметь доступ к подобной лаборатории. Он должен знать, какой производитель изготавливает приборы измерения света и из чего должна состоять лаборатория, чтобы в ней можно было проводить испытания. Светодизайнер должен иметь собственное карманное оборудование для измерения света на объекте, знать и понимать световые величины, их абсолютные и относительные значения (освещенность, яркость, световой поток и т.д.), а также быть способным понять и проанализировать результаты тестирования в лабораториях.

 

Некоторые светодизайнеры имеют архитектурное образование. Но все светодизайнеры должны знать различные средства и техникн установки световых приборов на конкретные материалы, использующиеся в архитектуре (на потолках, стенах, полу и т.д.).

 

Дневной свет динамичен и непостоянен, он постоянно меняется. Опыт театрального освещения показывает наглядно, что свет может быть использован для создания атмосферы и настроения. Учитывая, что многие объекты в архитектуре часто имеют много назначений, мы можем наблюдать увеличение количества исследований и разработок в области систем управления освещением в архитектуре. Следовательно, светодизайнер должен иметь понимание работы систем управления освещением, позволяющих осуществлять простой или сложный контроль над освещением. Важно для светодизайнера понимать влияние, которое может оказывать управление освещением на пространство и на людей, находящихся в этом пространстве. Желательно, чтобы светодизайнер умел программировать такие системы и знал о технических условиях для установки подобных систем. Сейчас на рынке присутствует множество производителей, занимающихся системами управления освещения. Компетентный светодизайнер должен быть осведомлен о преимуществах и недостатках использования той или иной системы, также он должен иметь представление, как система управления освещением может быть интегрирована в общую систему управления зданием.

 

Светодизайнер без собственного «ноу хау»? Это невозможно!

 

Все вышесказанное является базовыми знаниями инженера-электрика, работающего в области освещения. Самый важный источник света для человека – это солнце, поэтому светодизайнер должен обладать фундаментальными знаниями о дневном свете. Это включает в себя физические основы движения Земли вокруг Солнца, физические характеристики солнечного света, дневную и сезонную траектории движения Солнца, принципы остекления и величины отверстий в оболочке здания, светопропускающие материалы, шейдеры, жалюзи и другие способы контроля солнечного света – интерьерные и наружные, а также новые солнечные технологии. Он должен понимать, какое влияние оказывает прямой и отраженный солнечный свет, на атмосферу внутри помещений, должен уметь моделировать солнечный свет, и обязан знать, как объединить солнечный и электрический свет в единую систему.

 

Поскольку свет позволяет нам видеть все вокруг, светодизайнер должен знать психологию и физиологию зрительного процесса человека. Физиология зрительного процесса включает в себя структуру человеческого глаза, процесс преобразования света и получения информации в мозг, преобразование зрительной информации, процессы адаптации и аккомодации, яркостное и цветовое восприятия. Также он должен иметь представления о глазных заболеваниях, изменениях и процессе старения глаза, об их влиянии на процесс восприятия зрительной информации. Под психологией визуального процесса, мы понимаем реакцию человека на различные световые эффекты, пространственное ощущение, эффекты контраста и цвета. Важно для светодизайнера иметь представление о влиянии местной культуры и географии на различные яркости цвета, его цветности и цветовые температуры.

 

Безусловно, проектирование освещения является технической дисциплиной, но истинный светодизайн далеко не техническая профессия. Световой дизайн создает концепции освещения, которые будут благотворно влиять на наши жилые и рабочие пространства. Световой дизайн всегда обращается к архитектуре, но в тоже время он вплотную работает и с невизуальными эффектами, производимыми светом. В этой связи, одним из важнейших аспектов светодизайна является сохранность: чтобы профессионально осветить экспозицию музея или галереи, светодизайнер должен понимать, какое воздействие на материалы и краски оказывают различные участки спектра электромагнитного излучения. Он должен знать местные и международные нормы и правила, ограничивающие экспозицию (количество света – примечание переводчика) для разных материалов и красок при их освещении (облучении) в общем, и, особенно, при их освещении светом, содержащим определенные участки спекта. Другим ключевым аспектом является благотворные и опасные свойства эффекты, возникающие при облучении человека тем или иным электромагнитным излучением, или приближенными к свету участками (инфракрасный спектр и ультрафиолет). Также крайне важно понимание эффектов, возникающие при освещении человека светом различной интенсивности, и влияние, которое это оказывает на его суточный цикл.

 

Световой дизайн: проектирование и затраты

Часто попадаются проекты, где дизайн освещения не требует тщательной проработки. Но профессиональный светодизайнер должен уметь вести проект квалифицировано. Он должен уметь просчитывать и представлять информацию, доказывающую экономическую эффективность новой системы освещения. Это включает в себя расчет затрат на содержание существующей системы освещения, которая подразумевает наличие у светодизайнера глубоких познаний в стоимости материально-технического обеспечения и стоимости поддержки системы.

 

Клиент также должен знать точные эксплуатационные расходы проектируемой системы освещения (расчеты прямых и косвенных затрат на электроэнергию, расчеты на общее энергопотребление). Для этого светодизайнер должен знать, сколько в данном районе стоит электроэнергия для различных областей применения. Должен знать местные энергетические нормы, регулирования и ограничения. Затраты на поддержку системы также не должны быть упущены. Калькуляция стоимости содержания системы (расчет частоты замены ламп, в соответствии с их ожидаемым сроком службы, стоимость ламп, стоимость рабочей силы) имеет огромное значение для клиента, и даст больше шансов на то, что предложенный проект будет принят без изменений.

 

Другой технический вопрос в работе светодизайнера – это расчет освещения. Освещение может быть рассчитано вручную или с помощью компьютера: освещенность и яркость для горизонтальных и вертикальных поверхностей может быть вычислена методами “zonal cavity” или «от точки к точке». Также профессионалы в области освещения должны уметь понимать и рассчитывать коэффициент потери света, и анализировать полученные результаты. Компьютер – это практический инструмент для выполнения таких задач: компьютерные данные дневного и электрического освещения для горизонтальной и вертикальной освещенностей, яркостей, светового потока, показателя слепимости, VCP (коэффициент визуального комфорта), рассчитанные в современных специализированных программах, распространяемых разработчиками или производителями светильников, это прекрасный путь проверить вашу теоретическую концепцию.

 

Светодизайнер обязан быть полностью компетентен в предлагаемой им концепции, решениях по дизайну и расчетам, но он не сможет найти работу и сделать себе имя, если не умеет эффективно и убедительно представлять свои идеи. Техники презентации обязаны быть им освоены. Ручные техники, включающие в себя эскизирование планов и световых решений. Эскизы освещения в перспективе и визуализации, выполненные от руки или в программах. Все это предполагает, что светодизайнер уметь работать с профессиональными CAD программами, чтобы начертить планы и проектные решения, уметь визуализировать 3D, делать чертежи в перспективе.

 

Обзор областей, в которых должен разбираться светодизайнер

Светодизайн – это бизнес светодизайнера. Компетентный светодизайнер должен иметь представление и понимание следующих предметов:

  • Основы светотехники;
  • Влияние света на архитектуру пространства: понимание, как изменяются визуальное пространство, материалы, отделка при использовании различных световых эффектов;
  • «Ощущение» света: понимание, как человек реагирует на различные световые эффекты в архитектурном пространстве, как влияет свет и цвет на настроение пространства, на эмоции человека в этом пространстве, как сделать восприятие дизайна максимально эффективным;
  • Влияние света на решение визуальных задач: понимание уровней освещенности, яркости, контраста необходимых для эффективного выполнения визуальных задач, понимание и знание местных и международных норм и рекомендаций;
  • Влияние света на здоровье человека: знание и понимание влияния интенсивностей света на циркадный цикл человека и его физиологические реакции на определенные длины волн;
  • Интеграция света в архитектуру: умение читать архитектурные чертежи и анализировать требуемый результат с точки зрения восприятия человеком. Понимание функциональных задач, ставящихся перед освещением, интегрирование системы освещения в архитектурное пространство и объекты, понимание требуемых уровней яркости света, его направления распределения, расположение светового оборудования, понимание свойств света по цвету и цветопередаче;

 

Инструменты дизайна: умение создавать графические модели света с ожидаемым результатом, выполнение требуемых световых расчетов, навык создания чертежей расстановки света и оформления проектных решений, навык составления спецификаций правильного светового оборудования, с расчетом общего количества, цен. Умение проведения испытаний на объекте и проведения шеф-монтажа и настройки светового оборудование после его инсталляции, а также написание инструкций по обслуживанию системы освещения.

Услуги, представляемые светодизайнером разнообразны: от простейших расчетов освещенности с выдачей общих рекомендаций клиенту, аудита и исследования существующей системы освещения с точки зрения возможности ее улучшения, до предоставления полных услуг по светодизайну, когда светодизайнер полностью ведет освещение объекта от начальной стадии, до момента принятия готовой установленной системы освещения.

Под полными услугами светодизайнера подразумевается:

Эскизное проектирование

  • Формулирование плана действий с архитектором или с координатором проекта;
  • Расчет мощности, выделяемой под проект;
  • Разработка концепции освещения (включая презентацию с визуализацией ожидаемого результата);
  • Разработка эскизного генплана освещения, с проработкой следующих моментов:
  1. уровни освещенности и распределение света, согласно задачам, под которые будет использоваться помещение;
  2. количество и цвет (цветность) света, согласно архитектуре пространства и отделочным материалам;
  3. особенности системы освещения: участки пространства, предназначенные для решения специфических зрительных задач;
  4. освещение архитектурных особенностей помещения.

 

Стадия «Проект»

  • разработка финальной проектной документации по освещению, с обозначением типов осветительного оборудования, его точной расстановки и контуров питания и модулей управления;
  • расчеты влияния дневного освещения и прямого солнечного освещения на проектируемое помещение, написание рекомендаций по установке жалюзи или других средств контроля естественного освещения;
  • внедрение осветительной установки в существующий архитектурный проект, с учетом архитектурных особенностей;
  • разработка узлов и деталей установки системы освещения, если это необходимо;
  • поверочные расчеты освещенности по итоговой расстановке оборудования, возможно, с 3D моделированием пространства, если это необходимо;
  • проведение испытаний участков системы освещения, в том числе на объекте, если это необходимо;
  • подготовка финальной спецификации с подсчетом общего количества светильников, предназначенной для проведения закупки осветительного оборудования. Спецификация должна включать в себя всю необходимую информацию, включая артикулы светильников и комплектующих, их фотометрию, детали (для нестандартных светильников);
  • оценка общей стоимости системы освещения

 

Шеф-монтаж

  • анализ предложений по оборудованию, анализ «за» и «против» по каждому предложению;
  • инспекция и соглашение или отказ по использованию местного оборудования;
  • инспекция и решение вопросов по установке оборудования;
  • принятие работ;
  • подготовка исполнительной документации;
  • разработка инструкций по обслуживанию системы.

 

Подводя итог, хочется заметить, что свет, являющийся четвертым измерением архитектуры, гораздо сложнее, чем просто освещенность, рассчитанная по нормам. Профессионал, обладающий обширными познаниями о свете, о том, как с этим работать, какое воздействие он оказывает, какими средствами можно добиваться тех или иных результатов, является светодизайнером. Привлечение светодизайнера в проект уже давно стало необходимым условием успешной реализации проекта. Успешный проект – это значит, что и днем, и в ночное время, пользователи чувствуют себя комфортной обстановке, эффективно выполняют визуальные задачи, а архитектура места раскрыта в лучшем виде.

 

Гед Гилади - независимый светодизайнер, работающий в компании Giladi Associates в Брюсселе, Бельгия. Является активным участником Ассоциации профессиональных светодизайнеров (PLDA), президентом которой он являлся в прошлом. Ведет активную работу по всему миру в интересах профессии светодизайна.

Примечание переводчика

 

Термин lighting designer в дословном переводе с английского языка означает «проектировщик» или «разработчик» освещения. В России еще с советских времен специалисты по освещению традиционно назывались светотехниками или проектировщиками освещения. Однако на рубеже 20го и 21го веков в нашей стране вошли в обращение термины «светодизайн» и «светодизайнер» - калька с английского языка. Подразумевалось, что профессионал в области светодизайна, работая над планированием освещения, уделяет творческой и концептуальной стороне процесса особое внимание. Тогда как просто проектировщик освещения (светотехник) часто решает чисто инженерную задачу. По сути же, светодизайн и проектирование освещения - это одна и та же профессия, предметом которой является всестороннее планирование систем освещения. В этом материале название профессии architectural lighting designer (проектировщик освещения в архитектуре), переводится просто как «светодизайнер».

 

Тоесть простой светотехник уже не котируется?

А ЭТО ТОТ , КТО ЗА ВСЁ В ОТВЕТЕ И ВСЕГДА ВИНОВАТ.