• Художники по свету, Lighting Design, осветители, световики
Перейти к содержанию
×
×
  • Создать...

Светодизайнер – кто это такой?


Рекомендуемые сообщения

  • Админ

Гед Гилади /Gad Giladi/, перевод Федянин Иван

Источник - lightonline

 

Новая профессия, находящаяся в поиске себя? Эта статья является базисом для дальнейшего обсуждения.

Очень часто предприниматели, владельцы зданий и архитекторы, когда заходит вопрос о том, какой светодизайнер будет проектировать свет для их проекта, отвечают, что они не знают, кто такой «светодизайнер» и для чего он необходим в проекте. Следовательно, это крайне важно для профессии светодизайнера точно определить, кто же такой «светодизайнер» и чем он занимается.

Конечно же, это специалист! Но что делает светодизайнер?

 

Светодизайнер – это профессионал, чьей зоной ответственности является проектирование освещения для пространства, в котором обитает человек. Чаще всего, проектирование проводится в рамках архитектурного проекта. При этом решение задач, связанных с проектированием освещения и его восприятия человеком, ведется в тесном сотрудничестве и под руководством архитектора. Работа над вопросами электропитания и подключения освещения ведется совместно с проектировщиками электрики. Также ведется постоянная работа со специалистами и других смежных проектов, так или иначе имеющих отношение к освещению и к вопросам установки светильников. Такими специалистами могут быть: проектировщики конструкций, дизайнеры интерьеров, ландшафтные архитекторы, проектировщики систем отопления, вентиляции и кондиционирования, а также проектировщики систем канализации.

 

Светодизайнер проектирует освещение как для интерьера, так и для экстерьера. Светодизайнер может работать как с естественным дневным и солнечным светом, так и с другими источниками света, главным образом, электрическими.

 

Типичными проектами освещения интерьера для светодизайнера могут быть: общественные здания, здания аэропортов, офисные здания или производственные сооружения, здания медицинского назначения (госпитали, клиники), здания, связанные с развлечением (театры, концертные холлы, дискотеки, клубы), спортивные сооружения, здания коммерческого назначения (торговые центры, магазины), крытые парковки и т.д. Типичными проектами освещения экстерьера могут быть: конструкции и фасады зданий, статуи и монументы, открытые площади производственного назначения, открытые театры, стадионы, парки-музеи, ландшафты, археологические музеи под открытым небом, зоны улицы, в том числе пешеходные и т.д.

 

Учитывая все вышесказанное, зоной ответственности светодизайнера является система освещения, отвечающая целому ряду условий и требований:

  • освещение должно быть комфортным и достаточным для тех зрительных задач, которые будут выполняться при нем;
  • требованиям удобства обслуживания светильников;
  • требованиям комфорта пользователей (помимо функциональных);
  • требованиям дизайна и архитектуры пространства;
  • требованиям клиента;
  • требованиям энергоэффективности и охраны окружающей среды.

Чтобы светодизайнер мог профессионально решить поставленные перед ним задачи, он должен обладать глубокими познаниями и пониманием специфики предмета, а также постоянно исследовать, изучать и следить за тенденциями в тех областях, в которых и с которыми он работает.

 

Например, в области электрического освещения, светодизайнер должен быть полностью информирован о доступных источниках света, об их характеристиках (эффективность, колориметрия, цветопередача, цветовая температура, срок жизни), о преимуществах или недостатках каждого источника света, о правильности применения источников света в тех или иных случаях; об электротехнических требованиях по подключению источников света, о новых разработках в области источников света, о местных нормах и стандартах (включающие в себя климатические особенности местности), которые налагают ограничения на использование того или иного источника света. Также светодизайнер должен хорошо знать ассортимент производителей, занимающихся изготовлением источников света.

 

Светодизайнер всегда имеет хорошее представление о рынке светотехники. Если речь идет об электроники для светотехники, он всегда знает, какие модели устройств для различных источников света находятся в производстве (балласты, трансформаторы, ПРА – электронные и электромагнитные); преимущества и недостатки использования каждого типа электроники; местные нормы и стандарты, накладывающие ограничения и предписания; а также, какие производители занимаются изготовлением электроники.

В первую же очередь, светодизайнер должен быть информирован о том, какие световые приборы находятся в продаже, и какие готовятся к выпуску производителями. Светодизайнер обязан быть осведомлен, как и с какими источниками света работает световой прибор, и какой световой эффект он может производить. Светодизайнер должен иметь представление, о различных оптических приспособлениях, позволяющих контролировать распределение света: линзы, решетки, антибликовые бленды и т.д. Хотя дизайн и конструкция светильников не являются приоритетными областями работы светодизайнера, он должен иметь об этом представление, в том числе, и о материалах, технологии, оптической конструкции, электрической конструкции, и ограничениями по электрике, которые имеет световой прибор. Оптические характеристики светового прибора также должны быть хорошо известными светодизайнеру. Сюда входят все фотометрические характеристики, световое распределение, слепящее воздействие, энергетическую эффективность, компанию-производителя, способ и тип отделки и сборки оптики.

 

Поскольку многие светодизайнеры имеют проекты в разных странах мира, следовательно, они должны обязательно быть осведомлены о местных нормах, стандартах и климатических особенностях, которые могут наложить ограничения на тип и конструкцию используемого оборудования. Производители светотехнического оборудования и светодизайнеры работают на одного и того же клиента. Поэтому особенно важно, чтобы светодизайнер знал, кто является лидером в производстве светового оборудования и мог отличить хорошую светотехнику от некачественных приборов, сделанных «под копирку».

 

Профессионал в области освещения креативен, имеет художественное иногда даже творческое видение, но в тоже он обязан быть практичным для того, чтобы создавать успешные световые проекты. Светодизайнер обязан оперировать и работать с величинами, единицами измерений и метрикой света. Если у светодизайнера нет собственного лабораторного оборудования для испытания источников света и световых приборов, по крайне мере, он должен иметь доступ к подобной лаборатории. Он должен знать, какой производитель изготавливает приборы измерения света и из чего должна состоять лаборатория, чтобы в ней можно было проводить испытания. Светодизайнер должен иметь собственное карманное оборудование для измерения света на объекте, знать и понимать световые величины, их абсолютные и относительные значения (освещенность, яркость, световой поток и т.д.), а также быть способным понять и проанализировать результаты тестирования в лабораториях.

 

Некоторые светодизайнеры имеют архитектурное образование. Но все светодизайнеры должны знать различные средства и техникн установки световых приборов на конкретные материалы, использующиеся в архитектуре (на потолках, стенах, полу и т.д.).

 

Дневной свет динамичен и непостоянен, он постоянно меняется. Опыт театрального освещения показывает наглядно, что свет может быть использован для создания атмосферы и настроения. Учитывая, что многие объекты в архитектуре часто имеют много назначений, мы можем наблюдать увеличение количества исследований и разработок в области систем управления освещением в архитектуре. Следовательно, светодизайнер должен иметь понимание работы систем управления освещением, позволяющих осуществлять простой или сложный контроль над освещением. Важно для светодизайнера понимать влияние, которое может оказывать управление освещением на пространство и на людей, находящихся в этом пространстве. Желательно, чтобы светодизайнер умел программировать такие системы и знал о технических условиях для установки подобных систем. Сейчас на рынке присутствует множество производителей, занимающихся системами управления освещения. Компетентный светодизайнер должен быть осведомлен о преимуществах и недостатках использования той или иной системы, также он должен иметь представление, как система управления освещением может быть интегрирована в общую систему управления зданием.

 

Светодизайнер без собственного «ноу хау»? Это невозможно!

 

Все вышесказанное является базовыми знаниями инженера-электрика, работающего в области освещения. Самый важный источник света для человека – это солнце, поэтому светодизайнер должен обладать фундаментальными знаниями о дневном свете. Это включает в себя физические основы движения Земли вокруг Солнца, физические характеристики солнечного света, дневную и сезонную траектории движения Солнца, принципы остекления и величины отверстий в оболочке здания, светопропускающие материалы, шейдеры, жалюзи и другие способы контроля солнечного света – интерьерные и наружные, а также новые солнечные технологии. Он должен понимать, какое влияние оказывает прямой и отраженный солнечный свет, на атмосферу внутри помещений, должен уметь моделировать солнечный свет, и обязан знать, как объединить солнечный и электрический свет в единую систему.

 

Поскольку свет позволяет нам видеть все вокруг, светодизайнер должен знать психологию и физиологию зрительного процесса человека. Физиология зрительного процесса включает в себя структуру человеческого глаза, процесс преобразования света и получения информации в мозг, преобразование зрительной информации, процессы адаптации и аккомодации, яркостное и цветовое восприятия. Также он должен иметь представления о глазных заболеваниях, изменениях и процессе старения глаза, об их влиянии на процесс восприятия зрительной информации. Под психологией визуального процесса, мы понимаем реакцию человека на различные световые эффекты, пространственное ощущение, эффекты контраста и цвета. Важно для светодизайнера иметь представление о влиянии местной культуры и географии на различные яркости цвета, его цветности и цветовые температуры.

 

Безусловно, проектирование освещения является технической дисциплиной, но истинный светодизайн далеко не техническая профессия. Световой дизайн создает концепции освещения, которые будут благотворно влиять на наши жилые и рабочие пространства. Световой дизайн всегда обращается к архитектуре, но в тоже время он вплотную работает и с невизуальными эффектами, производимыми светом. В этой связи, одним из важнейших аспектов светодизайна является сохранность: чтобы профессионально осветить экспозицию музея или галереи, светодизайнер должен понимать, какое воздействие на материалы и краски оказывают различные участки спектра электромагнитного излучения. Он должен знать местные и международные нормы и правила, ограничивающие экспозицию (количество света – примечание переводчика) для разных материалов и красок при их освещении (облучении) в общем, и, особенно, при их освещении светом, содержащим определенные участки спекта. Другим ключевым аспектом является благотворные и опасные свойства эффекты, возникающие при облучении человека тем или иным электромагнитным излучением, или приближенными к свету участками (инфракрасный спектр и ультрафиолет). Также крайне важно понимание эффектов, возникающие при освещении человека светом различной интенсивности, и влияние, которое это оказывает на его суточный цикл.

 

Световой дизайн: проектирование и затраты

Часто попадаются проекты, где дизайн освещения не требует тщательной проработки. Но профессиональный светодизайнер должен уметь вести проект квалифицировано. Он должен уметь просчитывать и представлять информацию, доказывающую экономическую эффективность новой системы освещения. Это включает в себя расчет затрат на содержание существующей системы освещения, которая подразумевает наличие у светодизайнера глубоких познаний в стоимости материально-технического обеспечения и стоимости поддержки системы.

 

Клиент также должен знать точные эксплуатационные расходы проектируемой системы освещения (расчеты прямых и косвенных затрат на электроэнергию, расчеты на общее энергопотребление). Для этого светодизайнер должен знать, сколько в данном районе стоит электроэнергия для различных областей применения. Должен знать местные энергетические нормы, регулирования и ограничения. Затраты на поддержку системы также не должны быть упущены. Калькуляция стоимости содержания системы (расчет частоты замены ламп, в соответствии с их ожидаемым сроком службы, стоимость ламп, стоимость рабочей силы) имеет огромное значение для клиента, и даст больше шансов на то, что предложенный проект будет принят без изменений.

 

Другой технический вопрос в работе светодизайнера – это расчет освещения. Освещение может быть рассчитано вручную или с помощью компьютера: освещенность и яркость для горизонтальных и вертикальных поверхностей может быть вычислена методами “zonal cavity” или «от точки к точке». Также профессионалы в области освещения должны уметь понимать и рассчитывать коэффициент потери света, и анализировать полученные результаты. Компьютер – это практический инструмент для выполнения таких задач: компьютерные данные дневного и электрического освещения для горизонтальной и вертикальной освещенностей, яркостей, светового потока, показателя слепимости, VCP (коэффициент визуального комфорта), рассчитанные в современных специализированных программах, распространяемых разработчиками или производителями светильников, это прекрасный путь проверить вашу теоретическую концепцию.

 

Светодизайнер обязан быть полностью компетентен в предлагаемой им концепции, решениях по дизайну и расчетам, но он не сможет найти работу и сделать себе имя, если не умеет эффективно и убедительно представлять свои идеи. Техники презентации обязаны быть им освоены. Ручные техники, включающие в себя эскизирование планов и световых решений. Эскизы освещения в перспективе и визуализации, выполненные от руки или в программах. Все это предполагает, что светодизайнер уметь работать с профессиональными CAD программами, чтобы начертить планы и проектные решения, уметь визуализировать 3D, делать чертежи в перспективе.

 

Обзор областей, в которых должен разбираться светодизайнер

Светодизайн – это бизнес светодизайнера. Компетентный светодизайнер должен иметь представление и понимание следующих предметов:

  • Основы светотехники;
  • Влияние света на архитектуру пространства: понимание, как изменяются визуальное пространство, материалы, отделка при использовании различных световых эффектов;
  • «Ощущение» света: понимание, как человек реагирует на различные световые эффекты в архитектурном пространстве, как влияет свет и цвет на настроение пространства, на эмоции человека в этом пространстве, как сделать восприятие дизайна максимально эффективным;
  • Влияние света на решение визуальных задач: понимание уровней освещенности, яркости, контраста необходимых для эффективного выполнения визуальных задач, понимание и знание местных и международных норм и рекомендаций;
  • Влияние света на здоровье человека: знание и понимание влияния интенсивностей света на циркадный цикл человека и его физиологические реакции на определенные длины волн;
  • Интеграция света в архитектуру: умение читать архитектурные чертежи и анализировать требуемый результат с точки зрения восприятия человеком. Понимание функциональных задач, ставящихся перед освещением, интегрирование системы освещения в архитектурное пространство и объекты, понимание требуемых уровней яркости света, его направления распределения, расположение светового оборудования, понимание свойств света по цвету и цветопередаче;

 

Инструменты дизайна: умение создавать графические модели света с ожидаемым результатом, выполнение требуемых световых расчетов, навык создания чертежей расстановки света и оформления проектных решений, навык составления спецификаций правильного светового оборудования, с расчетом общего количества, цен. Умение проведения испытаний на объекте и проведения шеф-монтажа и настройки светового оборудование после его инсталляции, а также написание инструкций по обслуживанию системы освещения.

Услуги, представляемые светодизайнером разнообразны: от простейших расчетов освещенности с выдачей общих рекомендаций клиенту, аудита и исследования существующей системы освещения с точки зрения возможности ее улучшения, до предоставления полных услуг по светодизайну, когда светодизайнер полностью ведет освещение объекта от начальной стадии, до момента принятия готовой установленной системы освещения.

Под полными услугами светодизайнера подразумевается:

Эскизное проектирование

  • Формулирование плана действий с архитектором или с координатором проекта;
  • Расчет мощности, выделяемой под проект;
  • Разработка концепции освещения (включая презентацию с визуализацией ожидаемого результата);
  • Разработка эскизного генплана освещения, с проработкой следующих моментов:
  1. уровни освещенности и распределение света, согласно задачам, под которые будет использоваться помещение;
  2. количество и цвет (цветность) света, согласно архитектуре пространства и отделочным материалам;
  3. особенности системы освещения: участки пространства, предназначенные для решения специфических зрительных задач;
  4. освещение архитектурных особенностей помещения.

 

Стадия «Проект»

  • разработка финальной проектной документации по освещению, с обозначением типов осветительного оборудования, его точной расстановки и контуров питания и модулей управления;
  • расчеты влияния дневного освещения и прямого солнечного освещения на проектируемое помещение, написание рекомендаций по установке жалюзи или других средств контроля естественного освещения;
  • внедрение осветительной установки в существующий архитектурный проект, с учетом архитектурных особенностей;
  • разработка узлов и деталей установки системы освещения, если это необходимо;
  • поверочные расчеты освещенности по итоговой расстановке оборудования, возможно, с 3D моделированием пространства, если это необходимо;
  • проведение испытаний участков системы освещения, в том числе на объекте, если это необходимо;
  • подготовка финальной спецификации с подсчетом общего количества светильников, предназначенной для проведения закупки осветительного оборудования. Спецификация должна включать в себя всю необходимую информацию, включая артикулы светильников и комплектующих, их фотометрию, детали (для нестандартных светильников);
  • оценка общей стоимости системы освещения

 

Шеф-монтаж

  • анализ предложений по оборудованию, анализ «за» и «против» по каждому предложению;
  • инспекция и соглашение или отказ по использованию местного оборудования;
  • инспекция и решение вопросов по установке оборудования;
  • принятие работ;
  • подготовка исполнительной документации;
  • разработка инструкций по обслуживанию системы.

 

Подводя итог, хочется заметить, что свет, являющийся четвертым измерением архитектуры, гораздо сложнее, чем просто освещенность, рассчитанная по нормам. Профессионал, обладающий обширными познаниями о свете, о том, как с этим работать, какое воздействие он оказывает, какими средствами можно добиваться тех или иных результатов, является светодизайнером. Привлечение светодизайнера в проект уже давно стало необходимым условием успешной реализации проекта. Успешный проект – это значит, что и днем, и в ночное время, пользователи чувствуют себя комфортной обстановке, эффективно выполняют визуальные задачи, а архитектура места раскрыта в лучшем виде.

 

Гед Гилади - независимый светодизайнер, работающий в компании Giladi Associates в Брюсселе, Бельгия. Является активным участником Ассоциации профессиональных светодизайнеров (PLDA), президентом которой он являлся в прошлом. Ведет активную работу по всему миру в интересах профессии светодизайна.

Примечание переводчика

 

Термин lighting designer в дословном переводе с английского языка означает «проектировщик» или «разработчик» освещения. В России еще с советских времен специалисты по освещению традиционно назывались светотехниками или проектировщиками освещения. Однако на рубеже 20го и 21го веков в нашей стране вошли в обращение термины «светодизайн» и «светодизайнер» - калька с английского языка. Подразумевалось, что профессионал в области светодизайна, работая над планированием освещения, уделяет творческой и концептуальной стороне процесса особое внимание. Тогда как просто проектировщик освещения (светотехник) часто решает чисто инженерную задачу. По сути же, светодизайн и проектирование освещения - это одна и та же профессия, предметом которой является всестороннее планирование систем освещения. В этом материале название профессии architectural lighting designer (проектировщик освещения в архитектуре), переводится просто как «светодизайнер».

 

Внимание! Соблюдайте пожалуйста Правила форума, иначе Ваш аккаунт будет заблокирован перманентно без предупреждения!

 
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
  • 6 месяцев спустя...
  • Ответов 2
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Топ авторов темы

Популярные посты

А ЭТО ТОТ , КТО ЗА ВСЁ В ОТВЕТЕ И ВСЕГДА ВИНОВАТ.

  • 4 месяца спустя...

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
  • Похожий контент

    • От Admin
      Актер – деятельный, действующий (акт-действие).
       
      Авансцена (фр.Avant-scene) Авансцена - открытая передняя часть сцены, несколько выдвинутая в зрительный зал. Авансцена занимает пространство, равное по ширине портальной арке, от красной линии сцены до рампы. В оперных и балетных спектаклях авансцена часто используется в качестве игровой площадки. В драматических театрах авансцена служит преимущественным местом действия для небольших сцен перед закрытым занавесом, являющихся связующим звеном между основными картинами спектакля.
       
      Амплуа – от фр. Emploi – характер ролей, исполняемых актером.
       
      Амфитеатр – места, расположенные за партером.
       
      Антракт – промежуток между действиями спектакля.
       
      Антрактный занавес - театральный занавес, снабженный клапаном, прикрывающим широкое отверстие, проделанное в центре занавеса. При выходе актера на вызов зрителя рабочие оттягивают этот клапан в глубину первого плана сцены.
       
      Аплодисменты – одобрительные хлопки.
      Аппаратура бокового освещения в театре - осветительные приборы прожекторного типа, устанавливаемые на портальных кулисах, боковых осветительских галереях и пр.
       
      Аппаратура верхнего освещения - в театре - осветительные приборы, подвешиваемые над игровой частью сцены в несколько рядов по ее планам.
       
      Аппаратура верхнего освещения в театре - осветительные приборы, подвешиваемые над игровой частью сцены в несколько рядов по ее планам.
       
      Аппаратура выносного освещения в театре - рампа, а также прожекторы, установленные вне сцены, в различных частях зрительного зала
       
      Аппаратура горизонтного освещения в театре - осветительные приборы, служащие для освещения театральных горизонтов.
       
      Артист – художник (умение, мастерство).
       
      Арьерсцена (от фр.Arriere - сзади) Арьерсцена в театре - пространство позади основной сценической площадки. Арьерсцена является продолжением основной сцены, используется для создания иллюзии большой глубины пространства и служит резервным помещением для установки декораций, которые создают иллюзию пространства большой глубины. На арьерсцене размещаются фурки или вращающийся накатный круг, с заранее установленными декорациями. Верх арьерсцены оборудуется колосниками с декорационными подъемами и световой аппаратурой. Под полом арьерсцены размещают склады навесных декораций.
       
      Асфалейя система - система устройства подвижного планшета сцены, предполагающая разделение планшета на подъемно-опускные планы, делающие его подвижным. Каждый план, в свою очередь, может разделяться на несколько подвижных частей. Для приведения в действие подвижного планшета в трюме устанавливается гидравлическая силовая установка.
       
      Афиша – объявление о представлении.
       
      Балет – вид театрального искусства, где содержание передается без слов: музыкой, танцем, пантомимой.
       
      Бельэтаж – 1-й этаж над партером и амфитеатром.
       
      Бенефис – от фр. Benefice – спектакль в пользу одного из участвующих.
       
      Бенуар – ложи по обеим сторонам партера на уровне сцены.
       
      Боковой карман сцены - помещение для динамичной смены декораций с помощью накатных площадок (фурок). Боковые карманы располагаются с двух сторон сцены на уровне планшета за пределами боковых стен основной коробки сцены. Размеры кармана позволяют полностью уместить на фурке декорацию, занимающую всю игровую площадку сцены. Обычно к боковым карманам примыкают декорационные склады.
       
      Бутафория – предметы, специально изготовляемые и употребляемые вместо настоящих вещей в театральных постановках (посуда, оружие, украшения).
       
      Верхняя сцена - часть сценической коробки, находящаяся выше зеркала сцены и ограниченная сверху колосниковой решеткой. Она оборудована рабочими галереями и переходными мостиками, служащая для размещения навесных декораций, приборов верхнего освещения, различных сценических механизмов. На боковых стенах верхней сцены располагаются в несколько ярусов рабочие галереи.
       
      Внутренний просцениум - пространство сцены, заключенное внутри декоративного портала сцены.
       
      Водевиль – от фр. Vaudeville – комическая пьеса на легкие бытовые темы, первоначально с пением куплетов.
       
      Выносной софит - группа осветительных приборов, расположенных в один или два ряда в зрительном зале сверху перед порталом сцены.
       
      Высота сцены - расстояние от планшета сцены до колосников. Обычно высота сцены в 2.5-3 раза превышает высоту зеркала сцены, что позволяет менять декорации путем их подъема и спуска.
       
      Грим – подкрашивание лица, искусство придания лицу (посредством специальных красок, наклеивания усов, бороды и т.д.) внешности, необходимой актеру для данной роли.
       
      Грузоподъемные машины - подъемные краны всех типов, краны-экскаваторы, тали и лебедки для подъема груза и людей.Индивидуальный подъем (сценический подъем)Индивидуальный подъем - механизм, состоящий из лебедки с тросом, прокинутым через передвижные блоки, позволяющий опустить трос в любом (нужном для монтировки) месте планшета сцены. Он предназначен для подъема и спуска декораций, софитов, занавесов и другого сценического оборудования.
       
      Декоративный портал сцены - временное обрамление первого плана сцены. Декоративный портал имеет боковые проходы, специальный занавес и потолок. Он является представляет собой часть декорационного оформления спектакля и используется для сокращения размеров зеркала сцены.
       
      Декорация - (лат) – украшение; художественное оформление действия на театральной сцене (лес, комната).
       
      Диалог – разговор между двумя или несколькими лицами.
       
      Драма – 1) род литературных произведений, написанных в диалогической форме и предназначенных к сценическому исполнению; 2). Драматические произведения с серьезным, но не героическим содержанием.
      Дымовой люк - специальное сценическое устройство, служащее для выпуска дыма и газов при пожаре на сцене. Дымовые люки располагаются в верхней части сцены над колосниками и состоят из собственно люков, закрывающих клапанов и системы приводов с лебедками и противовесами.Колосники (колосниковая решетка)
       
      Жест – движение рук, головы, передающие чувства и мысли.
       
      Задник – расписной или гладкий фон из мягкой ткани, подвешенный в глубине сцены.
       
      Закулисные пространства - пространства сцены: где устанавливаются декорации для следующей картины спектакля куда транспортируются декорации прошедшей картины где находятся пульты управления сценическими механизмами где помещаются: светоаппаратура спектакля пульт режиссера музыкального театра, ведущего спектакль площадка хормейстера место машиниста сцены и др.Зеркало сцены (портальное отверстие)Зеркало сцены - плоскость видимого зрителю игрового пространства сцены. В драматическом театре зеркало сцены ограничено портальной аркой и настилом пола сцены. В кукольном театре зеркало цены ограничено ширмой, порталами и портальной аркой.
       
      Интрига – от фр. Intrigue – основная ситуация драмы, вокруг которой развивается действие.
       
      Ковер-самолет - площадка, подвешенная на тросах в центре сцены и задрапированная под ковер и служит для горизонтального пролета одного или нескольких артистов с одной стороны сцены на другую. Обычно "пролет на ковре-самолете" применяется в темных картинах перед самым закрытием занавеса.Красная линия (красная черта)Красная линия в театре - граница между авансценой и нулевым планом сцены. На красную линию опускается противопожарный занавес.
       
      Ковровая щель - узкая щель в планшете cцены, расположенная за красной линией параллельно портальной арке и закрытая деревянной планкой. Ковровая щель служит для закрепления передней кромки декоративных "ковров", которые растягиваются на сцене, чтобы они не сбивались во время действия.План сцены (от лат.Planum - плоскость)План сцены - часть сценической площадки, расположенная параллельно рампе на ширину расстояния межу софитами. Планы отсчитываются от портальной арки начиная с нулевого номера. Каждый план оборудован комплектом штанкетных и индивидуальных подъемов.
       
      Колосники - решетчатый (деревянный) настил, расположенный над сценической площадкой. Над колосниками помещаются дымовые люки. Колосники служат для: установки блоков сценических механизмов используются для работ, связанных с подвеской элементов оформления спектакля сообщаются с рабочими галереями и сценой стационарными лестницами.
       
      Колосниковое пространство - пространство над колосниками, ограниченное сверху перекрытием
       
      Комедия – драматическое произведение с веселым смешным сюжетом.
       
      Люк-провал - сценическое устройство, предназначенное для подъема из трюма до уровня планшета сцены отдельных исполнителей спектакля или деталей сценического оформления, а также для их спуска с уровня планшета в трюм. Люк-провал состоит из: проема в планшете с выдвижным щитом и запирающим механизмом подъемно-опускного устройства с жесткими направляющими контргрузом приводом
       
      Мелодрама – от греч. melos – песнь и драматическое действие -1) драма, соединенная с пением и музыкой, 2) драматическое произведение с острой интригой, с резким противопоставлением добра и зла.
       
      Мизансцена – сценическое размещение, положение актеров на сцене в определенный момент.
       
      Мимика – мысли и чувства, передаваемые не словами, а лицом, телодвижением, выражением лица, отражающее эмоциональное состояние.
       
      Монолог – речь одного лица, мысли вслух.
       
      Нижняя сцена в театре - часть сценической коробки ниже планшета, где расположены: сценические механизмы суфлерская и светорегуляторная будки подъемно-опускные устройства приспособления для сценических эффектов.Часто нижняя сцена состоит из нескольких этажей - верхнего первого трюма, расположенного непосредственно под ним, второго трюма и т.д.
       
      Одежда сцены - совокупность, образованная падугами и сукнами сцены.
       
      Опера – музыкально-драматический спектакль, в котором артисты не разговаривают, а поют.
       
      Оперетта – веселый музыкальный спектакль, в котором пение чередуется с разговором.
       
      Осветительное оборудование театральной сцены: аппаратура верхнего освещения аппаратура горизонтного освещения аппаратура бокового освещения аппаратура выносного освещения переносная осветительная аппаратура специальные осветительные и проекционные приборы.
       
      Осветительный прибор - устройство, содержащее элементы, необходимые для крепления, подключения и защиты ламп.
       
      Падуги – горизонтальные полосы ткани, ограничивающие высоту сцены.
       
      Пантомима – выразительное телодвижение, передача чувств и мыслей лицом и всем телом.
       
      Парик – накладные волосы.
       
      Партер – места для зрителей ниже уровня сцены.
       
      Переносная осветительная аппаратура в театре - осветительные приборы, устанавливаемые для каждого действия спектакля.
       
      Пистолет - осветительный прибор, предназначенный для высвечивания узким и сильным световым пучком отдельных актеров и части декораций.
       
      Планшет сцены (от фр.Planche - доска)Планшет сцены в театре - пол сцены, состоящий из отдельных съемных щитов, плотно прилегающих друг к другу. Щиты изготавливаются из сосновых досок высшего качества, с твердой (мелкослойной) древесиной. Различают горизонтальные планшеты покатые планшеты с уклоном от арьерсцены к рампе.
       
      Плунжер - механизированная поднимающаяся часть плана сцены.
       
      Поворотный круг сцены - вращающаяся часть сценической площадки, позволяющая быстро сменять картины на сцене и создать реальное ощущение непрерывности сценического действия. Основными частями поворотного круга являются: центральная опорная пята, состоящая из неподвижной и вращающейся частей круг ровная горизонтальная дорога, по которой катятся колеса круга парные отклоняющие блоки для плавного перехода горизонтального движения тягового каната в вертикальное движение ручной или машинный привод противовес, обеспечивающий вращение круга без проскальзывания Различают накладные поворотные круги, которые монтируется на планшете сцены непосредственно перед спектаклем и - стационарные поворотные круги непосредственно врезанные в планшет сцены.
       
      Подъемное оборудование сцены - совокупность механизмов, с помощью которых осуществляется подъем и спуск декораций, осветительных приборов и т.п.
       
      Полетная фурка - часть сценического оборудования; платформа, предназначенная для передвижения на сцене частей декорационного оформления вверх и вниз.
       
      Портал (нем.Portal От лат.Porta - вход) Портал - парадный вход; архитектурно оформленный и украшенный резьбой дверной проем монументального здания.Портальная арка (портальное зеркало)Портальная арка - основная часть конструктивного оформления современной сцены, состоящая из: архитектурной арки - проем в капитальной стене, отделяющего сцену от зрительного зала и имеющего обычно постоянное художественное оформление и постоянную величину раскрытия игровой портальной арки, раскрытие и оформление которой меняется в зависимости от изображаемого на сцене места действия. Обычно игровая портальная арка по своим размерам меньше архитектурной рамки. Она составляется либо из комплекта портальных кулис и падуги, либо из подвижных портальных башен и мостика.
       
      Портал сцены лат.Portale От лат. Porta - ворота Портал сцены - архитектурный портал, отделяющий сверху и с боков сцену от зрительного зала и образующий портальное отверстие (зеркало сцены). Обычно портал сцены имеет форму прямоугольника с закругленными верхними краями. С внутренней стороны арки портала помещается подъемный или раздвижной занавес. Размеры портала определяются характером представления, вместимостью зрительного зала и особенностями его структуры.
       
      Портальная башня - часть игровой портальной арки сцены, жесткая металлическая или деревянная конструкция, которая может двигаться параллельно архитектурному порталу. На портальных башнях монтируется осветительная аппаратура и пульты управления помощника режиссера, осветителя, машиниста сцены. Со стороны зрительного зала портальные башни закрываются нейтральными или специальными драпировками или деталями оформления.
       
      Просцениум (лат.Proscaenium) Просцениум - часть сцены, выступающая в сторону зрительного зала и расположенная перед занавесом.
       
      Противопожарный занавес - дымонепроницаемая конструкция с нормируемым пределом огнестойкости, выполненная из негорючих материалов и опускаемая при пожаре для отделения сцены от зрительного зала.
       
      Рабочая галерея в театре - галерея, расположенная по правой или левой боковым стенам верхней сцены. Рабочие галереи имеют несколько ярусов и сообщаются между собой и со сценической площадкой лестницами, лифтами и переходными мостиками. На рабочих галереях находятся: рабочие сцены, поднимающие и опускающие декорации осветители сценические механизмы пульты управления и т.п.
       
      Рампа (фр.Rampe От фр.Ramper - спускаться отлого)Рампа в театре - система осветительных приборов рассеянного света, установленная на планшете по переднему краю авансцены и предназначенная для освещения пространства сцены спереди и снизу. Скрыта от зрителей низким бортиком (рампой).
       
      Режиссер – управляющий актерами, раздающий роли; лицо, руководящее постановкой спектакля.
       
      Реквизит – вещи подлинные или бутафорские, необходимые актерам по ходу действия спектакля.
       
      Ремарка – пояснения драматурга на страницах пьесы, которые определяют место и обстановку действия, указывают, как должны вести себя действующие лица в тех или иных обстоятельствах.
       
      Репертуар – пьесы, идущие в театре в определенный промежуток времени.
       
      Репетиция – повторение, предварительное исполнение спектакля.
       
      Реплика – фраза действующего лица, вслед за которым вступает другое действующее лицо или происходит какое-либо сценическое действие.
       
      Световая проекция - метод светового оформления спектакля, с помощью которого создаются: динамические проекционные эффекты: облака, волны, дождь, падающий снег, огонь, взрывы, вспышки, летающие птицы, самолеты, плывущие корабли и пр. статические изображения, заменяющие живописные или некоторые детали декорационного оформления (светопроекционные декорации).
       
      Световые сценические эффекты - сценические эффекты, имитирующие дневное, утреннее, ночное и другое естественное освещение с помощью трехцветной системы освещения или создающие иллюзии льющегося дождя, движущихся облаков, полыхающего зарева пожара, падающих листьев, струящейся воды и т.д. с использованием светопроекции.
       
      Светорегулирующая установка - система централизованного управления осветительным оборудованием театральной сцены, позволяющая включать, выключать и изменять световой поток в отдельных осветительных устройствах. Регулирование светового потока происходит за счет изменения силы тока или напряжения в цепях электропитания осветительных устройств.
       
      Софит - театральная осветительная аппаратура, подвешенная под мостиками верхней сцены и предназначенная для освещения сцены сверху и спереди. Софиты подвешиваются параллельно порталу на границах между планами сцены.
       
      Средняя сцена - часть сценической коробки от уровня планшета до верха портального отверстия, где происходит театральное действие.Сцена (лат.Scaena)Сцена в широком смысле - площадка, на которой происходит театральное представление
       
      Сцена -1). Место, где происходит театральное представление; 2) синоним слово «явление» - отдельная часть действия, акта театральной пьесы, когда состав действующих лиц на сцене остается неизменным.
      Сценическая лебедка - механизм, служащий для натяжки тросов для горизонтального и вертикального перемещения тех или иных элементов оформления спектакля, для приведения в действие различных сценических механизмов и эффектов.
       
      Театр – место для зрелищ.
       
      Театральная сцена - основная часть театрального здания, замкнутая коробка (сценическая коробка), примыкающая к зрительному залу и соединенная с ним портальным отверстием.Все основные конструкции и перекрытия сцены выполняются из металла и железобетона.По высоте сценическая коробка подразделяется на нижнюю, среднюю и верхнюю сцены.По глубине сценическая коробка делится: на авансцену и на просцениум на игровую часть, подразделяемую на отдельные планы на закулисные пространства и на арьерсцену.
       
      Театральный занавес - полотнище, закрывающее сцену от зрительного зала. Занавесы шьются из плотной окрашенной ткани, на плотной подкладке. Занавесы украшаются эмблемой театра или широкой бахромой, подшитой к низу занавеса. Занавес позволяет: сделать невидимым процесс перемены обстановки создать ощущение промежутка во времени между действиями.Занавес подвешивается в виде драпировки с внутренней стороны портальной арки. Занавесы бывают: поднимающиеся, раздвигающиеся и подбирающиеся по диагонали к углам зеркала сцены (греческий занавес).
       
      Театральный прожектор - осветительный прибор с узким углом рассеяния света, служащий для освещения отдельных участков сцены, предметов и действующих лиц.
       
      Трагедия – драматургический жанр, в котором изображается напряженная борьба страстей или идей, общественная или личная катастрофа. Трагедии обычно заканчиваются гибелью героя.
       
      Фарс – от фр. Farce театральная пьеса легкого, игривого, нередко привольного содержания, комедия бытового и в то же время преувеличенного гротескного характера.
       
      Фойе – помещение в театре, которое служит местом отдыха для зрителей во время антракта.
       
      Фурка - часть сценического оборудования; передвижная площадка на роликах, служащая для перемещения на сцене частей декорационного оформления. Передвижение фурки осуществляется электромотором, вручную или при помощи троса, один конец которого находится за кулисами, а другой крепится к боковой стенке фурке
      Художник по свету - театральный художник, разрабатывающий совместно с художником-постановщиком стилистику художественного светового оформления спектакля. Художник по свету: - составляет светомонтировку спектакля, разрабатывает световые эффекты, необходимые технические средства и документацию.
       
      Штанкетный подъем - система, состоящая из трубы/бруса (штанкета), подвешенной на тросах, перекинутых через блоки, постоянно смонтированные на колосниках. Другие концы тросов прикрепляются к противовесу. Штанкетный подъем служит для ручного или механического подъема и опускания деталей оформления. Вес декораций, прикрепленных к штанкету, уравновешивается грузами на противовесе.
       
      Экспозиция – вступительная часть произведения, содержащая мотивы, которые разрабатываются в дальнейшем, изображение событий до возникновения конфликта, обрисовку среды, в которой возникает конфликт, условий, которые вызвали его к жизни.
       
      Электроосветительский цех - театральный цех, ведающий: осветительной аппаратурой электробутафорией: люстрами, настольными лампами, подсвечниками и т.д.
       
    • От Admin
      Вожжи – эл провода
      Мурзик – Китайский дискотечный прибор
      Граната – лампа ПЖР
      Раздвоялки или Растроялки - удлинитель на несколько розеток
      ЗАСРАКа - Заслуженный работник Культуры
      Гробик - кофр для аппарата
      Шайтан коробка - опять же прибор Китайского производства
      Кастрюля - центральный световой эффект(дискотечный)
      шебуршалки - дискотечные типа лунных цветков и их звукоанимационные варианты.
      Репа - Репетиция
      Борода-запутавшиеся провода
      пушка - это прожектор следящего света
      Штаны - двойник
      Шуко - бытовые евро-розетки
      Папа, мама - штепсель, розетка
      Вертижопель - вентилятор
      Жестянка (консервная банка) - Par 64
      Голова - концертные вертушки типа Martin MAC
      Писюки - ADB PC, ALTO PC и тд
      Матюгальник - рация
      Планшет - пол
      Involite - Инвалидный, убогий свет, прим. ред. "Инвалид"
      гламурный колобок - шар зеркальный
      свить гнездо - приготовить водящему своё место..
      Кишка - мультикор, или многоканальный кабель
      Ствол - отдельный канал в КИШКЕ.
      Слон - неквалифицированный техник, таскальщик и втыкальшик проводов.
      Технарь - техник-специалист.
      Риггерщик - специалист по подвесу ферм и оборудования.
      Сход - трап, либо приспособление для погрузки/выгрузки аппарата из фуры.
      Бэкстейдж (англ.) - закулисная часть сценического пространства, невидимая для зрителя.Продолжение следует :)
    • От Admin
      Независимо от масштаба мероприятия - освещение, как и другие процессы, основано на последовательности логических решений плюс творческое вдохновение.
       
      Это краткое руководство предлагает последовательность решений, для формирования основы процесса освещения. Его подготовил художник по свету с опытом работы на мероприятиях разных типов и размеров. 
       
      Оглавление / Быстрый переход
       
      ТИП ОСВЕЩЕНИЯ
      - Floods
      - Focus Spots
      - Profile Spots
      - Beamlights
      - Follow Spots
       
      ВЫБОР ПОЛОЖЕНИЯ ОСВЕЩЕНИЯ
       
      - Освещение спереди
      - Освещение сзади и сбоку
      - В поисках компромисса
       
      ДЕЛЕНИЕ СЦЕНЫ
       
      - Деление по площади
      - Планирование территории для Пьесы
      - Планирование территории для Мюзикла
      - Деление по цвету
      - Цветовое планирование для Пьесы
      - Цветовое планирование для Мюзикла
       
      ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
      - Пример плана для Пьесы
      - Пример плана "in the round"
      - Пример плана для мюзикла
       
      Решение о том, какие приборы использовать
      План развеса приборов
      Список необходимого 
      FOCUSING / ФОКУСИРОВКА
      Фокусировка в комфорте
      Что мы можем отрегулировать?
       
      Типы света
       
      Как выбрать, какой тип приборов использовать в определенной позиции? Выбор усложняется тем, что в дополнение к ассортименту, используются старые модели приборов. Осветительные приборы группируются в семейства, и нам удобно рассматривать наши требования с точки зрения того, что предлагает каждое семейство: размер луча, форма  луча и т.д..
       
      Floodlights 
       
      Floodlights  - это самые простые из всех театральных светильников, состоящие всего лишь из лампы и отражателя в корпусе, который можно поворачивать из стороны в сторону и наклонять вверх вниз. Поскольку у них нет линз, выходные характеристики Floodlights определяются исключительно отражателем и типом лампы. Подходят для заливки сцены и освещения декораций.
       
      Floodlights доступны в двух вариантах - симметричном и асимметричном
       
      Традиционные симметричные театральные прожекторы (Floodlights) используют отражатель в форме чаши, обеспечивая равномерное распределение света во всех направлениях.

      Асимметричные прожекторы (Floodlights). Используют асимметричный отражатель особой формы для создания светового луча, который распространяется намного дальше в одном направлении, чем в другом, относительно горизонтальной оси лампы. 

       
       
       
       
      Focus Spots - Fresnels and PCs
       
      Fresnel spots
       
      Линза Френеля уникальна по своей конструкции и легко определяется по ступенчатым концентрическим кольцам, которые образуют поверхность линзы.
       
      Линза Френеля названа в честь ее изобретателя Августина Френеля (1788-1827), который разработал линзу для использования в маяках. Для решения проблем, связанных с основной плосковыпуклой линзой, которая была менее эффективной, слишком тяжелой и склонной к растрескиванию.
       
      С тех пор линза Френеля стала одной из самых популярных линз, используемых в светильниках для освещения сцены, в основном по тем же причинам.
       
      Fresnel spots производит луч света ярким в центре и постепенно темнеющий к краям. Эта характеристика делает смешивание световых пучков между соседними Focus Spots в непрерывный пул света равномерной яркости.
       
      Fresnel spots очень универсальные светильники, которые часто используются для цветовой заливки, а также выборочной подсветки. 
       
       
       
       
      PC Spots
       
       
      Plano-Convex (PC) lenses -  линзы плоские сзади (Plano) и изогнуты наружу (Convex) спереди.
       
      Стекло может быть полностью прозрачным или плоская сторона может иметь текстурированную поверхность. Текстурированная поверхность немного смягчает луч.
       
      Характеристики светового луча PC Spots делают его идеальным для ярких бликов при узкой фокусировке луча или для более общих цветовых заливок при широкой фокусировке луча.
       
      Добавление рассеивателя света, такого как Rosco 114 Hamburg Frost, изменяет луч света, делая его мягким, как луч света Focus Spots.
       
      PC Spots идеально подходит для подсветки одного исполнителя, актера, выделения декораций на сцене. И общей заливки сцены.
       

       
      Plano-Convex (PC) и Fresnel Spots принадлежат к одному и тому же семейству «focus spots». 
      Оба типа используют сферический отражатель, который в сочетании с одиночной линзой обеспечивает недорогую оптическую систему, менее эффективную, чем у более сложных оптических систем, используемых в профильных светильниках. 
       
      Угол фокусировки пятна регулируется в широком диапазоне, как правило, от узкого пятна 4-10 градусов до заливки 60-65 градусов. Эта регулировка достигается путем перемещения лампы и отражателя относительно линзы, которая зафиксирована в положении на корпусе светильника.
       
       
      Profile Spots
       
      Fixed beam profile spots
       
      Лампа и отражатель остаются неподвижными, когда линза подвижна (тогда как в фокусном пятне линза неподвижна, и движутся лампа и отражатель). Движение линзы в месте профиля контролирует качество луча; линзы способны создавать очень твердый и точный край, который может постепенно размягчаться при поступательном движении трубки объектива. 
       
      Контроль размера и формы луча в точках стандартного профиля достигается регулировкой в центральной точке оптической системы, известной как затвор. На этом этапе все пятна профиля имеют четыре затвора, которые можно использовать для получения четырех размеров любого размера. Существует слот с полозьями, которые принимают либо ирисовую диафрагму, чтобы дать полный диапазон размеров круглого луча, либо металлическую маску, чтобы произвести любую необходимую форму луча.
    • От Admin
      Оглавление / Быстрый переход
      ОБЩИЙ ОБЗОР И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
       

       
       
       
      «Практический курс по сценическому освещению» – это основательное изучение всех инструментов и методов.
       
      Цель – показать один из наборов методик, которые я применял для рационализации использования драгоценного сценического времени и создания световых дизайнов. «Практический курс по сценическому освещению» представляет инструменты и приемы, которые относятся только к реальностям создания и воссоздания систем освещения в условиях минимального пространства, инструментария и времени. 
       Steven Louis Shelley
       
       
      ОБЩИЙ ОБЗОР И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
       
      Цель любого театрального представления состоит в том, чтобы развлекать зрителя. Типичное театральное представление состоит из сценария или музыкальной последовательности, интерпретируемой исполнителями и элементами дизайна. Все эти составляющие объединяются общей концепцией режиссера.
       
      Освещение – это лишь один из компонентов постановки, и для того, чтобы световой дизайн мог достичь общих целей театрального представления, он не может существовать сам по себе. Напротив, он должен работать в совокупности с другими элементами дизайна, исполнителями и концепцией режиссера. Подобным образом и физические компоненты светового дизайна должны работать в комбинации с различными элементами физической обстановки, такими как пространство театра, осветительные компоненты, персонал и программа постановки.
       
      Эстетические задачи светового дизайна могут являться задачами первой важности, но для того, чтобы эффективно задумать, передать и согласовать эти задачи, художник по свету должен обладать практическими знаниями о физических рамках и концептуальных основах, в которых эти задачи будут осуществлены. Цель данного обзора – изучить и определить основные элементы этих структур, которые будут использованы.
       
      Первым шагом в нашем обзоре будет определение терминов для различных архитектурных элементов театрального пространства.
       
      ТЕАТРАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / The Theatrical Space
       
      Для описания театрального пространства используется комбинация архитектурной номенклатуры и исторически сложившаяся терминология. Театральные представления не имеют смысла без публики, наблюдающей за происходящим. Большинство театров имеет специально отведенное для публики место, называемое аудиторией, и специальное место, где выступают исполнители, называемое сценой.
       
      Расположение театра, где аудитория наблюдает за происходящим на сцене с одной стороны как бы через «картинную рамку», называется конфигурацией просцениум. Расположение же, где аудитория находится с двух сторон сцены, называется аллейной конфигурацией, а расположение, где аудитория находится с трех сторон сцены, называется выступающей конфигурацией. Расположение, позволяющее зрителям смотреть представление со всех четырех сторон, называется ареной, иногда также говорят «в кругу», имея в виду «на арене». Существуют варианты расположения сцены и аудитории, где места для  зрителей и части сцены переплетаются, и такие варианты называются театрами окружающей конфигурации.
       
      Имеется бесконечное множество вариаций всех этих конфигураций, но существует одна общая фраза, которой принято называть любое пространство для театральных представлений, – сооружение для театральных представлений. Много положений этой книги будет подходить для самых разных конфигураций, тем не менее, основной мы будем считать просцениум.
       
      Другой термин, означающий пространство для зрителей, это зал. Главный занавес, который используется для того, чтобы скрывать всю сцену от зрителей до намеченного момента, чаще всего находится сразу же за архитектурной «картинной рамкой», отделяющей сцену от зрительного зала, и называется просцениум. Зачастую он бывает не прямоугольного размера; напротив, верхняя горизонтальная часть плавно закруглена и переходит в вертикальные колонны, создавая тем самым арку просцениума.
       
      Обратная сторона арки просцениума, скрытая от глаз зрителей, называется зеркалом сцены. Эта линия часто используется как архитектурная контрольная плоскость. Если пространство просцениума условно разделить на две половины, линия деления образует на поверхности сцены точку. Проведя через эту точку прямую, перпендикулярную зеркалу сцены, мы получим центральную линию, которая также служит архитектурным ориентиром. Точка на сцене, в которой пересекаются центральная линия и зеркало сцены, называется нулевой точкой проекции или точкой ноль.
       
      Терминология и условные обозначения сцены / Theatrical Stage Nomenclature
       
      Пространство между зеркалом сцены и ее нижним краем называют авансценой. В некоторых театрах между краем сцены и аудиторией имеется некоторое углубленное пространство называется оркестровой ямой,  акустически обработанная для того, чтобы в ней могли располагаться музыканты, и звук их инструментов натурально усиливался.
      Пространство сцены, не занятое декорациями и доступное для нахождения на нем исполнителей, принято называть игровой площадкой, или сценической площадкой. Остальная часть сцены, как правило, скрытая от зрителей, называется закулисным пространством.
       
      Направления на сцене служат основной системой ориентирования. Терминология направлений, сложилась тогда, когда сцены везде строились с некоторым уклоном в сторону аудитории. Современные направления на сцене лучше всего иллюстрировать с точки зрения человека, стоящего на нулевой точке сцены лицом к аудитории. От этой начальной точки, любое движение по направлению к аудитории называется движением вниз по сцене, а по направлению от аудитории – вверх по сцене. Направо по сцене и налево по сцене тоже являются частью терминологии направления. Движение по направлению к центральной линии считается движением на сцену, по направлению же от нее – движением со сцены. Верхняя и нижняя световые линии – это воображаемые границы, на которых принято заканчивать освещение исполнителя на сцене.
       
      Точку на центральной линии, находящуюся на равном расстоянии от верхней и нижней световой линий, часто называют центр. Для человека, стоящего на этой точке, движение прямо по направлению к аудитории считается движением вниз по центру. Движение в стороны от этой точки считается движением со сцены вправо или влево. Движение в прямо противоположную от аудитории сторону называют движением вверх по центру. Для обозначения диагональных перемещений используются комбинации этих терминов, например, вверх влево по сцене или вниз вправо по сцене.
       
       
      Театральное оснащение / Theatrical Rigging
       
      Объекты, подвешенные над сценой, обычно называют «реквизит» и делят их на две категории. Задники, занавес, велюровые маскировочные материалы попадают в категорию «мягкого реквизита», тогда как построенные плоские поверхности, стены и другие сооруженные и цельные объекты входят в категорию «твердого реквизита».
       
      В большинстве театров, имеющих конфигурацию просцениум, в пространстве над сценой находятся элементы несущих конструкций для подвешивания реквизита и оборудования. Большинство систем подвеса основаны на принципе противовеса, это означает, что общая масса реквизита, подвешенного в воздухе, балансируется противовесом такой же массы, расположенным в отдаленном от сцены месте.  Так как большинство световых приборов зачастую подвешены над сценой таким образом, было бы неплохо знать основные элементы системы подвеса и понимать механические взаимоотношения в ней.

      На рисунке изображена система подвеса с помощью противовеса. Реквизит, как правило, крепится на фермах, которые обычно состоят из полых стальных труб. Фермы подвешиваются на ведущих тросах. Каждый из ведущих тросов отдельно ведет к ростверку (обычно это горизонтальная стальная конструкция, служащая опорой для системы подвеса и всему остальному, что висит в воздухе). Когда каждый ведущий трос достигает ростверка, он проходит через индивидуальный блок, называемый верхним блоком или шкивом. Пройдя каждый через свой верхний шкив, все ведущие тросы проходят через блок, рассчитанный на несколько тросов, называемый главный блок, и заканчиваются креплением к оправке. Оправка, нагруженная соответствующим противовесом, является балансом для всего реквизита, подвешенного к ферме. Трос, прикрепленный к оправке, составляет петлю, идущую от нижней части оправки вниз к блоку натяжения в районе уровня сцены, затем вверх через замыкающую направляющую к главному блоку на ростверке, а затем обратно вниз к верхней части оправки.
       
      Потянув за канат (или управляющий трос), можно изменять высоту оправки, и соответственно изменять высоту реквизита на ферме. Так как вес противовеса и фермы находится в балансе, стопор троса на направляющей служит всего лишь для фиксации положения фермы. 
       
      Задники / Theatrical Backdrops
       
      Большие полотна ткани, закрывающие для зрителей заднюю стену сцены, называют задниками. Хотя задник, как правило, находится на верхней границе игровой площадки, любое большое полотно ткани, являющееся «фоном» для сцены театрального представления, принято называть задником. 
       
      Зачастую одной из визуальных задач задника является обеспечение поверхности, кажущейся цельным фоном, и без складок. Для достижения этого большинство задников, изготовленных из ткани, имеет в нижней части специальный рукав, называемый «карманом для трубы». Масса трубки, вставленной в этот рукав, обеспечивает вертикальное натяжение задника и снижает количество складок, которые могут видеть зрители. На этот же рукав могут быть подвешены дополнительные утяжеляющие объекты, чтобы усилить натяжение. Крепежи, называемые растяжками, могут находиться на вертикальных краях задника для обеспечения горизонтального его натяжения. Комбинация этих натягивающих элементов призвана обеспечить гладкую, цельную поверхность.
       
      Задники могут быть изготовлены из самых разных материалов, например, брезента, муслина, пластика, или маскировочной сетки. Задники, не имеющие никакого дизайна, часто освещаются заливающим светом. Такие задники иногда называют рисованными, или «глазами». Технологии, используемые при изготовлении этих задников, зачастую определяют методы, которыми их освещают.  Например, задник, сшитый из горизонтальных полос, освещают только с нижней (или передней) части сцены, так как силуэты горизонтальных швов будут видны, если такой задник освещать с верхней (или задней) части сцены. Самый дорогой задник – это бесшовный, и, поскольку нет нужды избегать видимости швов, такой задник можно освещать как спереди, так и сзади.
       
       
      Маскировка / Theatrical Masking
       
      Обычно в театрах стараются спрятать все технические элементы оснащения с помощью больших полотен ткани или сооруженных плоских поверхностей. Этот реквизит в общем называют маскировкой. Для маскировки используются различные типы ткани, чаще всего используется черный бархат, так как он отражает наименьшее количество света. Вертикальные полотна маскировки, расположенные по обеим сторонам сцены, называют колоннами или кулисами (legs or tormentors), а горизонтальные полотна, подвешенные над сценой,  – бордюром или коротким занавесом (borders, or teasers).

      Первые кулисы и короткий занавес, образующие маскирующие порталы, часто подвешивают рядом друг с другом таким образом, что своей формой они повторяют очертания арки просцениума. Маскирующие порталы призваны скрывать пространство по сторонам и над игровой площадкой от глаз зрителей. Если на сцене имеются системы подвеса, то первые кулисы одинаковой длины, как правило, подвешиваются на одной ферме. Чтобы скрыть от зрителей эту ферму, горизонтальный бордюр подвешивается на отдельной ферме, расположенной ниже кулис по сцене. Применение двух отдельных ферм позволяет регулировать высоту короткого занавеса, не изменяя высоту расположения кулис. Обе системы подвеса располагаются рядом друг с другом таким образом, чтобы между порталами оставалось место для оборудования и других декораций.
       
      Поверхности для театрального представления / Theatrical Performance Surfaces
       
      Поверхности используются для покрытия сцены и создания подходящего покрытия, одинакового по всей площади, которое легко уложить и транспортировать. Большие полотна брезента, часто окрашенные, называют напольным полотном. Рулоны винилового напольного покрытия, называемые также танцевальным полом, тоже могут использоваться для покрытия сцены. Большие цельные платформы, называемые сценическими платформами, могут применяться для покрытия всей поверхности сцены (сценические платформы часто используются для того, чтобы скрыть различные механические элементы сцены, например, механизмы вращения сцены или другие движущиеся декорации). Либо же сцена может быть просто покрашена без применения всех этих покрытий.
       
      КРЕПЕЖНЫЕ ПОЗИЦИИ И ФОКУС / Hanging Position and Focus Nomenclature
       
      Художник по свету должен быть знаком с терминами, называющими места внутри театра, специально отведенные для расположения световых приборов, которыми будут освещаться исполнители и другие элементы постановки. Общим термином для этих мест является крепежные позиции. Когда отдельные световые приборы нацеливаются на особые точки для использования в живом представлении, процесс настройки и придания формы лучу называют фокусом прибора, а фокусировка, в свою очередь, имеет отдельный набор терминов.
       
      Названия крепежных позиций / Hanging Position Nomenclature
       
      Чтобы избежать путаницы, каждой крепежной позиции присуждено уникальное название. Это название определяется архитектурным расположением, типом крепления и расположением относительно нулевой точки.
       
      Первое деление в определении наименования крепежной позиции – это относительно зеркала сцены. Наименование местоположения приборов над аудиторией на линии параллельной зеркалу сцены, находясь на которой приборы дают свет на сцену под самым большим углом, определяется, как правило, архитектурными особенностями здания театра, например, свод, подиум (мосток), балка (перекладина), или желоб. Точки подвеса по сторонам аудитории, откуда подается лобовое диагональное освещение сцены, часто называют по их соседству с ложами в зрительном зале – световые ложи. Крепежные позиции для подачи света на сцену с наименьшим углом зачастую находятся на ближайшем к сцене балконе. Это местоположение называют балконными перилами (балконным карнизом).
       
      Местоположения приборов вверх от зеркала сцены под потолком могут носить названия верхние Фермы, ближайшая к зеркалу сцены, считается первой, следующая за ней – второй и так далее. Таким же образом нумеруются фермы, расположенные перед зеркалом сцены над аудиторией, в случае, если их больше одной: ближайшая к зеркалу сцены ферма считается первой, следующая – второй и так далее.
       
      Наименования крепежных позиций по обеим сторонам сцены определяются постоянством их установки, их внешним видом и функциями. Места, к которым имеется постоянный доступ по мосткам со сторонам сцены, часто называют галереями. Временно подвешенные к ростверку и параллельно ему конструкции могут называть лестницами, так как эти конструкции зачастую похожи на лестницы.
       
      Постоянные вертикальные встроенные или смежные с просцениумом фермы для крепления приборов называют закулисными. Временные конструкции, установленные на сцене и обеспечивающие места для вертикального крепления приборов, называют стойками, перекатными фермами или напольными установками. Световые приборы, закрепленные на декорациях, называют встроенными. Место для монтажа приборов в сцену, представляющее собой углубление в поверхности сцены, называют рампой. Рампа, проходящая параллельно нижнему краю авансцены, называется нижней рампой.
       
      Все крепежные позиции, не пересекающиеся с центральной линией, часто уточняются названием их положения относительно центральной линии. Лестницы, балконы (ложи) и подобные позиции подразделяются на левые от сцены и правые от сцены. Точки подвеса нумеруются в зависимости от их близости к зеркалу сцены, например, ближайшая к зеркалу сцены левая от сцены ложа будет называться Левая Ложа 1. По мере удаления от зеркала сцены каждая ложа получает следующий порядковый номер.
       
      Система нумерации Театрального Освещения / Theatrical Lighting Numbering Systems
       
      Система нумерации применяется и для обозначения положения каждого прибора на крепежной позиции. Каждому прибору дается уникальный целый номер, чтобы ускорить его идентификацию. Первый прибор на каждой крепежной позиции помечается Элемент № 1, далее приборы нумеруются целыми числами до конца крепежной позиции (со временем термины «прибор» и «элемент» равнозначно применяются для обозначения световых приборов).
       
      Процесс «подсчета» световых приборов исторически осуществляется человеком, стоящим на сцене лицом к зрительному залу. Поэтому нумерация приборов начинается слева и идет слева направо по сцене. Если приборы расположены вертикально, то нумерация элементов зависит от высоты и расстояния до зеркала сцены. Обычно приборы нумеруют сверху вниз. Если несколько приборов оказываются на одном уровне, то нумерация начинается с того прибора, что находится ближе к нижнему краю сцены. Парные приборы в осветительных ложах нумеруются от центральной линии и далее по направлению от нее. На световой схеме могут быть указаны дополнительные электроприборы, которые либо контролируются со световой консоли, либо нет.
       
      Чтобы избежать путаницы, каждое отдельное устройство, которому необходимо сетевое напряжение или управляющий сигнал, получает свой индивидуальный номер. Если это электронное устройство является дополнением другого прибора, например, прибором, изменяющим форму луча другого прибора, то оно не получает свой индивидуальный номер. Его наименование состоит из порядкового номера главного прибора и буквы алфавита. Например, прибор 22 имеет цветовой скроллер. Этот скроллер будет обозначаться как Элемент 22А. Буквы алфавита используются также для приборов, добавленных после того, как всем уже были присвоены их имена. Например, если между элементами 7 и 8 был установлен еще один прибор, его идентификатором будет 7А. Так как буквы применяются в этих двух различных случаях, то нумерацию приборов в схеме световой инсталляции обычно оставляют напоследок, чтобы каждый прибор был пронумерован целыми числами без применения букв.
       
      Терминология фокусировки и функциональная терминология / Focus and Function Nomenclature
       
      Когда осветительные приборы настраиваются для работы в том или ином представлении, для описания характеристик световых лучей используют набор специальных терминов. Еще один набор терминов используется для описания функции каждого прибора в световом сценарии.
       
      Практически каждый осветительный прибор производит луч (область, конус) света, имеющий несколько характеристик, которые принимаются во внимание, когда разрабатывается световой сценарий и когда прибор подвергается фокусировке. На рисунке показан вид луча сбоку, направленного на художника по свету.

      Горячая точка – это часть луча света, как правило, нацеленная на определенное место. Место на сцене, где находится художник по свету, играющий роль цели, называют точкой фокуса. Этот термин также используется для обозначения более конкретной точки – места, где находится голова художника. В общем же точка фокуса определяется как конкретное место на поверхности сцены, декорациях или в пространстве, куда направляется луч осветительного прибора. Чем дальше простирается луч света, тем больше становится освещаемая им площадь и тем меньше становится его интенсивность.
       
      Фактическое расстояние до проекции – это измеренное расстояние от прибора до фокальной точки. С помощью этой величины рассчитывается размер и интенсивность лучей света. Если отдельно взятый прибор фокусируется либо на определенный предмет (место), либо для определенной цели, то его называют специальным. Несколько приборов с одинаковым цветофильтром могут фокусироваться на нескольких участках сцены. Когда они включаются и работают одновременно, их все называют специальными, или системой. Система состоит из как минимум двух приборов, работающих одновременно, которые фокусируются на различные или соседние участки сцены.
       
      Если несколько приборов с лучами одного цвета фокусируются так, что их лучи перекрываются и создают освещение высокой насыщенности и интенсивности на участке сцены или на всей сцене, их называют заливкой. Эти два термина часто используются как взаимозаменяемые, однако если система представляет собой несколько приборов, сфокусированных на разных участках сцены, то заливка подразумевает плавное освещение несколькими приборами одного цвета.
       
      Системы и заливки зачастую являются основными инструментами, используемыми в создании освещения сцены. Обычно их подвешивают и фокусируют таким образом, что они создают несколько полос света по ширине сцены. Отдельная полоса света, создаваемая приборами, сфокусированными на точки, находящиеся на равном расстоянии от зеркала сцены, называется зоной. Частично перекрывающиеся зоны используются для того, чтобы равномерно освещать сцену, позволяя лицу исполнителя оставаться освещенным гораздо ярче, чем лучом одного прибора, и независимо от его передвижения вверх и вниз по сцене.
       
      Системы обычно идентифицируют относительно человека, находящегося на сцене лицом к зрительному залу, по углу относительно центральной линии, их крепежной позиции или относительно их высоты от головы человека.
      Свет, падающий перпендикулярно на переднюю часть тела человека, называют фронтальным освещением. Если приборы установлены так, что их сфокусированные лучи проходят параллельно центральной линии, то такую систему называют прямым фронтальным освещением.
       
      Свет, падающий на человека спереди под углом примерно 45° к центральной линии, называют диагональным лобовым. Если фронтальное заливающее освещение подается с приборов, установленных на осветительных ложах, его могут называть заливки световых лож.
       
      Свет, падающий на человека под углом примерно 90° с одной или другой стороны от центральной линии, называют боковым освещением. Если источник света находится на фермах над сценой, то его могут называть верхним боковым (или высоким боковым) освещением, а если приборы бокового освещения находятся низко над сценой, то такое освещение называют нижним (или низким) боковым освещением, или же прострельным.
       
      Свет приборов, подвешенных на верхних фермах, падающий вертикально на голову человека, называют верхним вертикальным, а свет, падающий на человека сзади, – задним (контровым) освещением. Заднее освещение, лучи которого идут параллельно центральной линии, называют прямым задним освещением. Если лучи падают на человека сзади под углом примерно 45° к центральной линии, такое освещение называют диагональным задним освещением.
      Успешное создание этих систем напрямую зависит от понимания различных концепций и компонентов театрального освещения.
       
      ЭЛЕКТРИЧЕСТВО И  РАСПРЕДЕЛЕНИЕ / Electricity and Distribution
       
      Электричество – это природное явление, порождаемое движением элементарных частиц под названием электроны. Необходимость управлять электричеством в театральной системе освещения стала причиной появления должности художника по свету. С фундаментальной точки зрения, задача художника по свету – контролировать электричество, подаваемое на каждый осветительный прибор. Хотя художнику обычно необязательно обладать глубокими познаниями в электричестве, он должен иметь общее понятие об этом явлении. Он также обязан понимать, как управлять электричеством, хотя бы из соображений безопасности.
       
      Основы электричества / Basic Electricity
       
      Базовая электрическая цепь состоит из трех компонентов: источника электроэнергии, электрической нагрузки и электрической цепи между ними. Существует два основных типа электрического тока: постоянный ток и переменный ток. Каждая электрическая система использует только один из этих двух типов.
       
      Продемонстрировать пример постоянного тока можно с помощью карманного фонарика. Поток электричества идет в одном направлении полярности от положительной клеммы батареи (источника) через лампочку (нагрузку) и обратно к отрицательной клемме батареи, завершая электрическую цепь. В наши дни маломощный постоянный ток используется, к примеру, в аккумуляторах для внутреннего питания компьютеров. С высокомощным же постоянным током обычные пользователи, как правило, не встречаются.
       
      Большинство электрического тока, поступающего к пользователям, будь то целые города или обычная домашняя розетка, это переменный ток. Этот тип электрического тока производится большими генераторами, состоящими из зафиксированных магнитов, которые окружают вращающийся стержень с тремя изолированными обмотками. Вращение стержня в магнитном поле порождает пульсирующий электрический ток в каждой из трех обмоток. Этот пульсирующий ток изменяет направление на противоположное, иными словами, сменяет полярность, 60 раз в секунду, отсюда и термин «постоянный ток с частотой 60 Гц». Отдельный ток, производимый каждой из трех обмоток, называется фазой. Трехфазный переменный ток с частотой 60 Гц – это стандартное электричество, распределяемое в США, однако реальное количество фаз, установленных в любом здании или концертном зале, может меняться. Независимо от количества фаз, имеется дополнительный провод (нейтраль), который возвращается обратно к генератору, замыкая тем самым электрическую цепь. Во многих зданиях имеется еще один провод для обеспечения большей безопасности – провод заземления.
       
      Электрический ток имеет три взаимосвязанные измеряемые характеристики: силу тока, мощность и напряжение, измеряющиеся в амперах, ваттах и вольтах соответственно. Ампер – это единица измерения потока электронов из одной точки к другой, который также можно трактовать как количество электричества, способное пройти через данный провод. Ватт – это единица измерения потребляемой прибором (нагрузкой) электрической энергии. Вольт – это единица измерения электрического давления, необходимого для создания тока. Напряжение 220Вт в два раза выше, чем  напряжение 110Вт (хотя стандартное напряжение в США 117Вт, это число часто округляют до 110Вт).
       
      Одна из аналогий, с помощью которой объясняют эти три характеристики электрического тока, это шланг и насос. Сила тока – это количество воды (или электричества), способное пройти через шланг к насосу. Мощность – это количество воды (или электричества), которое должно пройти через шланг, чтобы насос заработал. Напряжение – это давление, под которым вода (или электричество) проталкивается по шлангу.
       
      Для распределения электричества от источника к нагрузке используются два основных типа цепей. Примером параллельного подключения может служить светильник с несколькими лампочками. Два провода, фаза и нейтраль, идут к каждой лампочке. Хотя все нагрузки подключены к одному источнику, если одна из лампочек перегорит, остальные будут продолжать работать. Этот тип подключения обычно используется как дома, так и в инсталляциях театрального освещения.
       
      Последовательное подключение представляет собой электрическую цепь, в которой ток идет по одному пути, соединяющему все нагрузки друг с другом и ведущему обратно к источнику. Такое соединение встречается, например, в новогодних гирляндах. Если одна из лампочек перегорает, то цепь разъединяется, и все остальные лампочки тоже перестают работать. Хотя этот тип подключения обычно не используется в театрах, типичным примером может служить стриплайт с использованием низковольтных ламп MR-16. Каждая лампа рассчитана на 12Вт, но общее напряжение, которое нужно для 10 последовательно соединенных таких ламп, составляет 120Вт. Это напряжение равномерно делится между этими десятью лампами. Однако, как и в новогодней гирлянде, одна перегоревшая лампочка приводит к нарушению всей цепи.
       
      Путь тока / The Control Path
       
      Управляя светом в театральной инсталляции, художник по свету  отдельно управляет напряжением, подающимся к каждому из осветительных приборов. Чтобы обеспечить это разделение, каждый из световых приборов имеет собственный токопровод. На рисунке изображен пример четырех устройств в электрической цепи для осветительного прибора в управляемой компьютером осветительной системе.

      Электричество подается к устройству, в этом случае к осветительному прибору. Источник тока – диммер, регулирующий напряжение, подаваемое к прибору, – как правило, соединяется с прибором участком цепи, которым обычно является кабель с проводами. Диммер позволяет инструменту излучать свет большей или меньшей интенсивности. В этом примере, диммер управляется компьютерной световой консолью. Вообще, системой управления называют устройство, с помощью которого управляют диммером, и которое является необходимым для любой диммерной системы.
       
      Электрическая цепь должна все время находиться в замкнутом состоянии, чтобы осветительный прибор получал управляемое напряжение и работал корректно. Понимание всех составляющих электрической цепи позволяет художнику по свету должным образом управлять подачей электричества ко всем устройствам и источникам света.
       
    • От Admin
      RDM (Удаленное управление устройствами) - это протокол, который находится поверх стандарта данных DMX512 для управления освещением. DMX512 - это однонаправленный протокол, который означает, что данные передаются в одном направлении - от пульта управления до индикаторов.
       

       
      С добавлением RDM система DMX512 становится двунаправленной (полудуплексной) системой. Контроллер может отправлять вопрос на устройства по проводам, которые затем могут ответить.
       

       
      Протокол RDM изменил способ, при помощи которого светотехники настраивают и обслуживают свое световое оборудование, и все больше инженеров и художников по свету будут использовать его для новых возможностей:
      - Идентификация и классификация подключенных устройств.
      - Адресация устройств, управляемых по протоколу DMX512.
      - Отчеты о состоянии светильников и других подключенных устройств.
      - Конфигурирование любых DMX/RDM-приборов.
       
      Подумайте о транзакции RDM как о разговоре - осветительное устройство говорит «скажи мне свой DMX-адрес», а прибор отвечает «мой адрес - 32». Это известно как команда GET. Затем контроллер может отправить команду SET, например «установить адрес DMX на 65», и прибор может ответить, чтобы подтвердить это изменение. Таким образом, посредством команд и ответов GET и SET протокол RDM позволяет контрольной панели изменять и контролировать систему DMX способами, которые раньше были невозможны.
       
      Звучит здорово? Как мне его включить?
       
      Есть несколько вещей, которые вы должны знать:
      - Продукты DMX512 по своей природе не поддерживают RDM
      - Готовая продукция RDM поставляется уже много лет.
      - Только продукты с поддержкой RDM будут фактически использовать стандарт RDM. Список поддерживаемого оборудования можно посмотреть на сайте. 
      -В настоящее время выпускается широкий спектр RDM-контроллеров, начиная от самых простых и дешёвых устройств, способных лишь обнаружить прибор и задать ему некие установки, заканчивая полнофункциональными панелями управления с собственным интегрированным интерфейсом и широкими функциональными возможностями. RDM-протокол автоматически поддерживает конфигурацию сети, в процессе которой контроллер опрашивает устройства сети и получает в ответ характеристику их функционала и текущую конфигурацию.
       
      Информация взята - https://www.rdmprotocol.org/rdm/what-is-rdm/

Важная информация

Мы используем cookies Мы разместили cookie-файлы на ваше устройство, чтобы помочь сделать этот сайт лучше. Вы можете изменить свои настройки cookie-файлов, или продолжить без изменения настроек.