Освещение Камерного Детского Кукольного Театра

Приветствую всех!

Делаю проект освещения для детского кукольного театра нашего ДК.

Помещение небольшое (3,6х7м в плане). Есть две выступающих из боковых стен “колонны” (от пола до потолка). Установлены металлоконструкции “сцены” из профильной трубы (прямоугольник 40х60мм). Три горизонтальных трубы, между стенами, на высоте 3,1м., плюс вертикальные стойки и одна горизонтальная труба по верху, до задника, слева. Глубина сцены 2,7м. В передней части - две двери, между которыми установлен подиум, шириной 1м и высотой 0,4м. На этом подиуме работают с марионетками и ростовыми куклами. Сразу за подиумом может ставиться ширма, высотой 1,5м, для работы с ручными куклами (“грядка”). А в некоторых спектаклях и все пространство сцены может использоваться. С левой стороны, если смотреть на сцену, проход от подиума до задника, по ширине двери, завешивается портьерой, получается некоторое закулисное пространство, откуда дети и выходят на сцену/подиум/за ширму и т.д. (в боковой стене, ближе к заднику, есть дверь в соседнее помещение).

Справа и слева от портала - двери, на которые вешают декорации. По верхней трубе висит небольшой арлекин (полоска ткани, шириной 30-40см). Просветы над дверями тоже драпируются тканью. На самую дальнюю трубу вешается задник.

Размер рабочего портала сцены, от подиума до арлекина и между дверями (где непосредственно с куклами работают) примернно 2,5х2,5м.

В связи с тем, что спектакли играют дети и для детей, а помещение “глухое”, можно использовать только светодиодные светильники.

Расстояния все маленькие, бюджет просили сделать по необходимому минимуму.

Планируется установка дополнительной трубы (“софита”) на уровне 2,5-3м по высоте, на дальности, от сцены - по ближней колонне (4,6м от задника). Также, возможно использовать плоскости колонн, обращенные к сцене, для размещения “выносов”.

Задачи по освещению:

  1. “Световой коридор” - засветка пространства портала над подиумом, на его ширину, желательно бестеневая, с четкой границей по задней линии подиума. Т.е. пространство осветить так, чтобы видно было все, что попадает в зону над подиумом и не видно то, что за ним.

  2. Подсветка “дверей” и пространства перед ними (на дверях - декорации, перед ними - ведущие спектакля).

  3. Заливка задника и декораций на всю глубину сцены.

  4. Ультрафиолет на все пространство.

  5. Зеркальный шар с бликами на пространство сцены и задник.

  6. Возможность индивидуальной подсветки стационарных локальных зон/объектов в пространстве портала (до двух одновременно).

  7. Фронтальная подсветка ширмы и пространства над ней при работе с ручными куклами (“рампа”).

  8. Пульт управления с возможностью записи последовательности сцен для спектакля (светового сценария для пошагового воспроизведения), сохранения/чтения записанных сценариев (цифровой носитель).

Оператора нет. Т.е. в процессе спектакля никто оперативно светом не управляет. Две дамы (руководители кукольного театра), или кто-то из старших детей, могут делать в процессе спектакля минимальные манипуляции - что-то включить/выключить, переключить сцену на следующую по сценарию.

 

Я уже, в основном, подобрал и расположил светильники, обеспечивающие решение всех поставленных задач. Требуется помощь/советы по реализации “светового коридора” и подсветки дверей.

 

На картинках:

    • чертежик портала сцены.
    • помещение в плане и два разреза, с учетом размещенных металлоконструкций.

post-5375-0-22175300-1398148756_thumb.pn

post-5375-0-92285300-1398148758_thumb.pn

Световой коридор можно сделать профильными прожекторами. Есть их светодиодные. Но ценник от 40 000 и выше. 

Варианты можете предложить? С расположением?

Если правильно понимаю, Вам нужно подсветить кукол(артистов, декорацию) на черном кабинете, не засвечивая все остальное? 

Если да, то вот возможное, и самое простое расположение прожекторов. Лучи должны уходить в кулисы, чтобы не было видно “зайцев”. Так же располагать их можно и снизу и сверху, в зависимости от того, что и как нужно подсветить. Но желательно при этом, чтобы луч уходил в невидимое для зрителя пространство. Либо за кулисы, либо за порталы, падоги, элементы декорации.

post-47-0-77674700-1398160146_thumb.jpg

 

http://www.lurit.ru/katalog/led-prozhektory/led-profile-t250 

http://www.dialighting.ru/projectors/LED-Profile-100/

 

С системой CMY вариант не впечатлил, т.к плавной смены цвета на резком луче нет. Видно наезд дихроики. Светят неплохо. К сожалению один из привезенных оказался с весьма отвратным диммированием, пришлось отказаться.

Желательно получить бестеневую равномерную засветку “коридора” шириной 1м, квадратной формы (2,5х2,5м), с учетом возможного реального расположения светильников в данном конкретном помещении (габариты - на чертеже).

Теорию я представляю. Нужны конкретные технические решения.

Посмотрел указанные профильники.

Как Вы предлагаете их расположить, чтобы обеспечить засветку указанного пространства?

И сколько их понадобится для этого?

Извиняюсь, случайно закрыл тему по SV Light Flower W002 :frowning:

Здесь предлагаю продолжить.

Собираюсь подсветить “коридор” ими:

post-5375-0-85381800-1398162371_thumb.pn

Потому и вопрос задал про угол в перпендикулярной плоскости, чтобы прикинуть, вылезет ли у меня их свет из заданного коридора.

Вопросы следующие:

  1. Нормально ли будет подсвечено пространство?

  2. Есть ли подобные линейные светильники, с углом 60 градусов, но RGBW или белые?

не так давно, мне присылали райдер и схему развеса грузинского кукольного театра Габриадзе. Если найду, пришлю.

В кратце… у них используются что-то низковольтное типа спинпоты на выносном софите для фронтального освещения, профиля в прострел и верхний на подиум. 

Бестеневой не получится. Другое дело, что все тени должны падать на подиум, который должен находится либо на уровне глаз ближайшего зрителя, либо чуть выше. 

Размер зеркала  равно как и положение выносного софита рассчитываются  таким образом, чтобы нижний край, в твоём случае арлекина, отбрасывал тень на ширму примерно на пару см выше подиума, а кукла находящаяся на средней линии подиума была полностью освещена.

Прострельные профиля  должны обеспечить максимальное раскрытие луча уже на ближайшей кукле.

Что до остальных твоих замыслов, ничего не скажу, потому как не понял их, сори ))

хотя вру… шарик… шарик вешается в зал на удаление опять таки из расчёта необходимой площади покрытия “зайчиками”. Луч на него можно сделать с того же выносного софита.

Да вот ещё что… Верхний свет в “коридор”, что у тебя нарисован не годится. Он должен быть прижат к обратной стороне арлекина, а луч зарезан так что бы руки кукловода оставались в тени. В противном случае можно наблюдать двигающиеся тени, рук и … эээ… короче палочек на которых висят эти самые куклы, на опять таки самих же куклах. Блин. Масло масляное )) Ну короче надеюсь ты понял )))

Думается мне, что не получится у тебя свет на ледах, за исключением выноса. Да и то только в том случае если светить и на саму конструкцию “кукольного” портала, а не только его зеркало.

Сложность в том, что на подиуме работают не только с марионетками. Есть полуростовые и ростовые куклы, когда куклой управляет 2-3 человека (ноги, руки, голова). Освешение делается больше - под этих кукол. Под марионеток можно предусмотреть дополнительное крепление для двух верхних светильников - на уровень высоты куклы и повернуть нижние, чтобы не подсвечивали руки.

Профилей, светодиодных с углом порядка 60 градусов и более я не встречал.

В данном случае предполагаются линейные светодиодные “рампы”/колорченджеры , длиной по 1м (подиум - ровно метр шириной), расположенные на боковых стенах, с углом раскрыва луча 60 градусов (SV Light Flower W002). Двери по бокам портала - не прозрачные, пол и подиум - тоже :slight_smile:

Высота подиума - 400мм от пола. Он стационарный (фанера). На высоту глаз его никто никогда не поднимает.

В этом театре работают дети, разных возрастов (от детсадовцев до старшеклассников), с куклами разных типов. Освещение должно иметь возможность быстрой адаптации под спектакли, с разными типами кукол.

post-5375-0-38134300-1398326444.png

Светить на шарик с выносного софита - иметь зайчиков только в зрительном зале. Шарик будет подсвечиваться от задника, чтобы все зайчики были в пространстве сцены - на куклах и декорациях.

Можно брать светильники с меньшим углом раскрытия луча и использовать “фрост” фильтр. 

У стандартных профильных, кроме всего прочего, габариты большие. Если внизу профильник поставить, за него запинаться будут - проход к двери перегородит. Линейный, на стене, никому особо мешаться не будет.

По теням. Бестеневая нужна, чтобы на лицах кукол резких теней не было, потому и парные светильники, навстречу, сверху и снизу, в диагоналях. Плюс, от линейного заливного светильника тени будут не резкие.

Оптимальный вариант - линейные светильники с узким углом (порядка 20 градусов) по периметру портала (два контура - по передней и задней “рамке”). Но, данный вариант нифига не бюджетный (16 метровых линейников, порядка 10тыров каждый).

Чем больше читаю, тем больше погружаюсь в трясину непонимания… 

Равномерное, равно как и “бестеневое” освещение, достигается увеличением точек излучения, но расположенных не в плоскости, а в полусфере.  

При использовании любого прибора, не имеющего подвижной оптической системы или системы профилирования луча, любые  попытки изменения освещения им, приведут к необходимости перемещать его в пространстве. Да и цифра указывающая угол освещения, у таких приборов, является весьма условной.   

В данный момент наблюдаю пословицу “и рыбку съесть и …”. Попытка срастить бюджет, размеры помещения, удобство и поставленные задачи освещения, не увенчается успехом. Чем-то из перечисленного придётся пожертвовать.   

И про светить на шарик …  Не понимаю почему висящий в зале шарик не будет давать “зайчиков” в сторону из которой на него направлен луч.

Ещё вопрос. Прошу пояснений относительно прохода в зрительный зал. 

В зрительный зал можно попасть только пройдя через сцену, рядом с подиумом? 

Ну, про шарик - школьный курс физики - “угол падения равен и т.д.” :slight_smile:

На шарике - зеркала. В центре шарика будет зеркало, которое отразит свет обратно в осветитель. Остальные отразят под соответствующими углами, в зону вокруг осветителя. Ни один зайчик не окажется в зоне за шариком. Т.е. если мысленно, через центр шарика провести плоскость, перпендикулярную лучу осветителя, за этой плоскостью зайчиков будет мало и все они уйдут на ее периферию. Плюс, в ту же сторону будет падать тень от шарика. Андестенд? :slight_smile:

Соответственно, если мы хотим иметь зайчиков в пространстве сцены и на заднике, то оттуда и светить нужно. Это Вам не дискотека :slight_smile:

 

Через двери по бокам от сцены в зал выходят ведущие спектакля, которые работают с детьми в зале.

 

А что не понятно по освещению? Я, кстати, только про “световой коридор” здесь говорил. Как планируется делать остальное освещение, пока ни слова не было :slight_smile: Да и с остальным все более-менее нормально решается.

Кстати, Вы, возможно, по моим картинкам не поняли, какие светильники и как я хочу использовать :slight_smile:

Один линейный светильник, если представить в 3D, дает луч примерно такой формы, как на первой картинке.

А 4 штуки будут светить примерно так, как на второй.

На моих предыдущих картинках - только боковая проекция лучей.

post-5375-0-65661100-1398419672.png

post-5375-0-18632200-1398419685.png

RGBWA с нормальным диммированием все таки будет стОить… А без них нормального цвета в театре не добиться.  И на безлинзовых прожекторах все таки “коридор” вряд ли будет нормальным. “Паразитные” засветки дадут себя знать.

60 градусов - это на 10% яркости.

На рисунке у вас свет в горизонтальной плоскости как будто обрезан, а в реале - во все стороны светить будет.

Допустим, коридор с такого ракурса осветите, вот в каком виде освещаемый объект предстанет?

Всё точно про шарик, за исключением того, что я предложил повесить его в зале над зрителями, и светить с 0 софита. Вы просто не внимательно прочли. “Зайцы” как раз и окажутся на сцене. )))

Спецы уже указали выше, что безлинзовый линейный прибор, в действительности светит не так как Вы рассчитываете. Там такой вош будет… Хотя если ширма за подиумом будет раскрашена, то есть станет элементом декорации, то вполне можно применить и их. Правда это сгодится только для марионеток. 

Вся беда в том, что Вы хотите осветить 2 разных кукольных жанра, + классика света. Для них используется разное оборудования и тут уж или бюджетно или качественно. Ну да я уже повторяюсь. Простите. )

У линейных светодиодных светильников в горизонтальной плоскости свет практически не расходится.

Я специально вопрос задал в соответствующей теме про те светильники, которые планируется использовать. Для примера:

Кроме этого, с фронтальной стороны излучение “зарежется” дверями и “обвеской” портала. С задней - аналогично, “кулисами”.

Если угла будет недостаточно, придется еще пару добавить на средний уровень. Но, это не очень большое удорожание - порядка 8-10% от общей суммы (пока, без стоимости работ, только по оборудованию, уложился в 200тыров).

Ширма за подиумом ставится для работы с “ручными” куклами. Для остальных видов кукол - не ставится. Там декорации могут быть вплоть до задника.

Видео это конечно хорошо. Ты на них в живую посмотри. Хоть этот светильник и линзованный, но открытая полусфера линз каждого светодиода, своё дело сделает.

А впрочем, чего мы тебя уговариваем, решил так сделать, делай. Потом расскажешь нам где мы ошиблись. :)