Практический курс по сценическому освещению - Steven Louis Shelley

2020-04-28_21-48-00.png

« Практический курс по сценическому освещению » – это основательное изучение всех инструментов и методов.

Цель – показать один из наборов методик, которые я применял для рационализации использования драгоценного сценического времени и создания световых дизайнов. «Практический курс по сценическому освещению» представляет инструменты и приемы, которые относятся только к реальностям создания и воссоздания систем освещения в условиях минимального пространства, инструментария и времени. 

 Steven Louis Shelley

ОБЩИЙ ОБЗОР И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Цель любого театрального представления состоит в том, чтобы развлекать зрителя. Типичное театральное представление состоит из сценария или музыкальной последовательности, интерпретируемой исполнителями и элементами дизайна. Все эти составляющие объединяются общей концепцией режиссера.

Освещение – это лишь один из компонентов постановки, и для того, чтобы световой дизайн мог достичь общих целей театрального представления, он не может существовать сам по себе. Напротив, он должен работать в совокупности с другими элементами дизайна, исполнителями и концепцией режиссера. Подобным образом и физические компоненты светового дизайна должны работать в комбинации с различными элементами физической обстановки, такими как пространство театра, осветительные компоненты, персонал и программа постановки.

Эстетические задачи светового дизайна могут являться задачами первой важности, но для того, чтобы эффективно задумать, передать и согласовать эти задачи, художник по свету должен обладать практическими знаниями о физических рамках и концептуальных основах, в которых эти задачи будут осуществлены. Цель данного обзора – изучить и определить основные элементы этих структур, которые будут использованы.

Первым шагом в нашем обзоре будет определение терминов для различных архитектурных элементов театрального пространства.

ТЕАТРАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО /  The Theatrical Space

Для описания театрального пространства используется комбинация архитектурной номенклатуры и исторически сложившаяся терминология. Театральные представления не имеют смысла без публики, наблюдающей за происходящим. Большинство театров имеет специально отведенное для публики место, называемое аудиторией, и специальное место, где выступают исполнители, называемое сценой.

ТЕАТРАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО.png

Расположение театра, где аудитория наблюдает за происходящим на сцене с одной стороны как бы через «картинную рамку», называется конфигурацией просцениум. Расположение же, где аудитория находится с двух сторон сцены, называется аллейной конфигурацией, а расположение, где аудитория находится с трех сторон сцены, называется выступающей конфигурацией. Расположение, позволяющее зрителям смотреть представление со всех четырех сторон, называется ареной, иногда также говорят «в кругу», имея в виду «на арене». Существуют варианты расположения сцены и аудитории, где места для  зрителей и части сцены переплетаются, и такие варианты называются театрами окружающей конфигурации

Имеется бесконечное множество вариаций всех этих конфигураций, но существует одна общая фраза, которой принято называть любое пространство для театральных представлений, – сооружение для театральных представлений. Много положений этой книги будет подходить для самых разных конфигураций, тем не менее, основной мы будем считать просцениум.

Другой термин, означающий пространство для зрителей, это зал. Главный занавес, который используется для того, чтобы скрывать всю сцену от зрителей до намеченного момента, чаще всего находится сразу же за архитектурной «картинной рамкой», отделяющей сцену от зрительного зала, и называется просцениум. Зачастую он бывает не прямоугольного размера; напротив, верхняя горизонтальная часть плавно закруглена и переходит в вертикальные колонны, создавая тем самым арку просцениума.

Обратная сторона арки просцениума, скрытая от глаз зрителей, называется зеркалом сцены. Эта линия часто используется как архитектурная контрольная плоскость. Если пространство просцениума условно разделить на две половины, линия деления образует на поверхности сцены точку. Проведя через эту точку прямую, перпендикулярную зеркалу сцены, мы получим центральную линию, которая также служит архитектурным ориентиром. Точка на сцене, в которой пересекаются центральная линия и зеркало сцены, называется нулевой точкой проекции или точкой ноль.

Терминология и условные обозначения сцены /  Theatrical Stage Nomenclature

Пространство между зеркалом сцены и ее нижним краем называют авансценой. В некоторых театрах между краем сцены и аудиторией имеется некоторое углубленное пространство называется оркестровой ямой,  акустически обработанная для того, чтобы в ней могли располагаться музыканты, и звук их инструментов натурально усиливался.

Пространство сцены, не занятое декорациями и доступное для нахождения на нем исполнителей, принято называть игровой площадкой, или сценической площадкой. Остальная часть сцены, как правило, скрытая от зрителей, называется закулисным пространством.

Терминология и условные обозначения сцены
Направления на сцене служат основной системой ориентирования. Терминология направлений, сложилась тогда, когда сцены везде строились с некоторым уклоном в сторону аудитории. Современные направления на сцене лучше всего иллюстрировать с точки зрения человека, стоящего на нулевой точке сцены лицом к аудитории. От этой начальной точки, любое движение по направлению к аудитории называется движением вниз по сцене, а по направлению от аудитории – вверх по сцене. Направо по сцене и налево по сцене тоже являются частью терминологии направления. Движение по направлению к центральной линии считается движением на сцену, по направлению же от нее – движением со сцены. Верхняя и нижняя световые линии – это воображаемые границы, на которых принято заканчивать освещение исполнителя на сцене.

Точку на центральной линии, находящуюся на равном расстоянии от верхней и нижней световой линий, часто называют центр. Для человека, стоящего на этой точке, движение прямо по направлению к аудитории считается движением вниз по центру. Движение в стороны от этой точки считается движением со сцены вправо или влево. Движение в прямо противоположную от аудитории сторону называют движением вверх по центру. Для обозначения диагональных перемещений используются комбинации этих терминов, например, вверх влево по сцене или вниз вправо по сцене.

Театральное оснащение /  Theatrical Rigging

Объекты, подвешенные над сценой, обычно называют «реквизит» и делят их на две категории. Задники, занавес, велюровые маскировочные материалы попадают в категорию «мягкого реквизита», тогда как построенные плоские поверхности, стены и другие сооруженные и цельные объекты входят в категорию «твердого реквизита».

В большинстве театров, имеющих конфигурацию просцениум, в пространстве над сценой находятся элементы несущих конструкций для подвешивания реквизита и оборудования. Большинство систем подвеса основаны на принципе противовеса, это означает, что общая масса реквизита, подвешенного в воздухе, балансируется противовесом такой же массы, расположенным в отдаленном от сцены месте.  Так как большинство световых приборов зачастую подвешены над сценой таким образом, было бы неплохо знать основные элементы системы подвеса и понимать механические взаимоотношения в ней.

Театральное оснащение.png

На рисунке изображена система подвеса с помощью противовеса. Реквизит, как правило, крепится на фермах, которые обычно состоят из полых стальных труб. Фермы подвешиваются на ведущих тросах. Каждый из ведущих тросов отдельно ведет к ростверку (обычно это горизонтальная стальная конструкция, служащая опорой для системы подвеса и всему остальному, что висит в воздухе). Когда каждый ведущий трос достигает ростверка, он проходит через индивидуальный блок, называемый верхним блоком или шкивом. Пройдя каждый через свой верхний шкив, все ведущие тросы проходят через блок, рассчитанный на несколько тросов, называемый главный блок, и заканчиваются креплением к оправке. Оправка, нагруженная соответствующим противовесом, является балансом для всего реквизита, подвешенного к ферме. Трос, прикрепленный к оправке, составляет петлю, идущую от нижней части оправки вниз к блоку натяжения в районе уровня сцены, затем вверх через замыкающую направляющую к главному блоку на ростверке, а затем обратно вниз к верхней части оправки.

Потянув за канат (или управляющий трос), можно изменять высоту оправки, и соответственно изменять высоту реквизита на ферме. Так как вес противовеса и фермы находится в балансе, стопор троса на направляющей служит всего лишь для фиксации положения фермы. 

Задники /  Theatrical Backdrops

Большие полотна ткани, закрывающие для зрителей заднюю стену сцены, называют задниками. Хотя задник, как правило, находится на верхней границе игровой площадки, любое большое полотно ткани, являющееся «фоном» для сцены театрального представления, принято называть задником. 

Зачастую одной из визуальных задач задника является обеспечение поверхности, кажущейся цельным фоном, и без складок. Для достижения этого большинство задников, изготовленных из ткани, имеет в нижней части специальный рукав, называемый «карманом для трубы». Масса трубки, вставленной в этот рукав, обеспечивает вертикальное натяжение задника и снижает количество складок, которые могут видеть зрители. На этот же рукав могут быть подвешены дополнительные утяжеляющие объекты, чтобы усилить натяжение. Крепежи, называемые растяжками, могут находиться на вертикальных краях задника для обеспечения горизонтального его натяжения. Комбинация этих натягивающих элементов призвана обеспечить гладкую, цельную поверхность.

Задники могут быть изготовлены из самых разных материалов, например, брезента, муслина, пластика, или маскировочной сетки. Задники, не имеющие никакого дизайна, часто освещаются заливающим светом. Такие задники иногда называют рисованными, или «глазами». Технологии, используемые при изготовлении этих задников, зачастую определяют методы, которыми их освещают.  Например, задник, сшитый из горизонтальных полос, освещают только с нижней (или передней) части сцены, так как силуэты горизонтальных швов будут видны, если такой задник освещать с верхней (или задней) части сцены. Самый дорогой задник – это бесшовный, и, поскольку нет нужды избегать видимости швов, такой задник можно освещать как спереди, так и сзади.

Маскировка / Theatrical Masking

Обычно в театрах стараются спрятать все технические элементы оснащения с помощью больших полотен ткани или сооруженных плоских поверхностей. Этот реквизит в общем называют маскировкой. Для маскировки используются различные типы ткани, чаще всего используется черный бархат, так как он отражает наименьшее количество света. Вертикальные полотна маскировки, расположенные по обеим сторонам сцены, называют колоннами или кулисами (legs or tormentors), а горизонтальные полотна, подвешенные над сценой,  – бордюром или коротким занавесом (borders, or teasers).

2020-04-29_02-21-37.png

Первые кулисы и короткий занавес, образующие маскирующие порталы, часто подвешивают рядом друг с другом таким образом, что своей формой они повторяют очертания арки просцениума. Маскирующие порталы призваны скрывать пространство по сторонам и над игровой площадкой от глаз зрителей. Если на сцене имеются системы подвеса, то первые кулисы одинаковой длины, как правило, подвешиваются на одной ферме. Чтобы скрыть от зрителей эту ферму, горизонтальный бордюр подвешивается на отдельной ферме, расположенной ниже кулис по сцене. Применение двух отдельных ферм позволяет регулировать высоту короткого занавеса, не изменяя высоту расположения кулис. Обе системы подвеса располагаются рядом друг с другом таким образом, чтобы между порталами оставалось место для оборудования и других декораций.

Поверхности для театрального представления /   Theatrical Performance Surfaces

Поверхности используются для покрытия сцены и создания подходящего покрытия, одинакового по всей площади, которое легко уложить и транспортировать. Большие полотна брезента, часто окрашенные, называют напольным полотном. Рулоны винилового напольного покрытия, называемые также танцевальным полом, тоже могут использоваться для покрытия сцены. Большие цельные платформы, называемые сценическими платформами, могут применяться для покрытия всей поверхности сцены (сценические платформы часто используются для того, чтобы скрыть различные механические элементы сцены, например, механизмы вращения сцены или другие движущиеся декорации). Либо же сцена может быть просто покрашена без применения всех этих покрытий.

КРЕПЕЖНЫЕ ПОЗИЦИИ И ФОКУС /  Hanging Position and Focus Nomenclature

Художник по свету должен быть знаком с терминами, называющими места внутри театра, специально отведенные для расположения световых приборов, которыми будут освещаться исполнители и другие элементы постановки. Общим термином для этих мест является крепежные позиции. Когда отдельные световые приборы нацеливаются на особые точки для использования в живом представлении, процесс настройки и придания формы лучу называют фокусом прибора, а фокусировка, в свою очередь, имеет отдельный набор терминов.

Названия крепежных позиций /  Hanging Position Nomenclature

Чтобы избежать путаницы, каждой крепежной позиции присуждено уникальное название. Это название определяется архитектурным расположением, типом крепления и расположением относительно нулевой точки.

Первое деление в определении наименования крепежной позиции – это относительно зеркала сцены. Наименование местоположения приборов над аудиторией на линии параллельной зеркалу сцены, находясь на которой приборы дают свет на сцену под самым большим углом, определяется, как правило, архитектурными особенностями здания театра, например, свод, подиум (мосток), балка (перекладина), или желоб. Точки подвеса по сторонам аудитории, откуда подается лобовое диагональное освещение сцены, часто называют по их соседству с ложами в зрительном зале – световые ложи. Крепежные позиции для подачи света на сцену с наименьшим углом зачастую находятся на ближайшем к сцене балконе. Это местоположение называют балконными перилами (балконным карнизом).

Местоположения приборов вверх от зеркала сцены под потолком могут носить названия верхние Фермы, ближайшая к зеркалу сцены, считается первой, следующая за ней – второй и так далее. Таким же образом нумеруются фермы, расположенные перед зеркалом сцены над аудиторией, в случае, если их больше одной: ближайшая к зеркалу сцены ферма считается первой, следующая – второй и так далее.

Наименования крепежных позиций по обеим сторонам сцены определяются постоянством их установки, их внешним видом и функциями. Места, к которым имеется постоянный доступ по мосткам со сторонам сцены, часто называют галереями. Временно подвешенные к ростверку и параллельно ему конструкции могут называть лестницами, так как эти конструкции зачастую похожи на лестницы.

Постоянные вертикальные встроенные или смежные с просцениумом фермы для крепления приборов называют закулисными. Временные конструкции, установленные на сцене и обеспечивающие места для вертикального крепления приборов, называют стойками, перекатными фермами или напольными установками. Световые приборы, закрепленные на декорациях, называют встроенными. Место для монтажа приборов в сцену, представляющее собой углубление в поверхности сцены, называют рампой. Рампа, проходящая параллельно нижнему краю авансцены, называется нижней рампой.

Все крепежные позиции, не пересекающиеся с центральной линией, часто уточняются названием их положения относительно центральной линии. Лестницы, балконы (ложи) и подобные позиции подразделяются на левые от сцены и правые от сцены. Точки подвеса нумеруются в зависимости от их близости к зеркалу сцены, например, ближайшая к зеркалу сцены левая от сцены ложа будет называться Левая Ложа 1. По мере удаления от зеркала сцены каждая ложа получает следующий порядковый номер.

Система нумерации Театрального Освещения  / Theatrical Lighting Numbering Systems

Система нумерации применяется и для обозначения положения каждого прибора на крепежной позиции. Каждому прибору дается уникальный целый номер, чтобы ускорить его идентификацию. Первый прибор на каждой крепежной позиции помечается Элемент № 1, далее приборы нумеруются целыми числами до конца крепежной позиции (со временем термины «прибор» и «элемент» равнозначно применяются для обозначения световых приборов).

Процесс «подсчета» световых приборов исторически осуществляется человеком, стоящим на сцене лицом к зрительному залу. Поэтому нумерация приборов начинается слева и идет слева направо по сцене. Если приборы расположены вертикально, то нумерация элементов зависит от высоты и расстояния до зеркала сцены. Обычно приборы нумеруют сверху вниз. Если несколько приборов оказываются на одном уровне, то нумерация начинается с того прибора, что находится ближе к нижнему краю сцены. Парные приборы в осветительных ложах нумеруются от центральной линии и далее по направлению от нее. На световой схеме могут быть указаны дополнительные электроприборы, которые либо контролируются со световой консоли, либо нет.

Чтобы избежать путаницы, каждое отдельное устройство, которому необходимо сетевое напряжение или управляющий сигнал, получает свой индивидуальный номер. Если это электронное устройство является дополнением другого прибора, например, прибором, изменяющим форму луча другого прибора, то оно не получает свой индивидуальный номер. Его наименование состоит из порядкового номера главного прибора и буквы алфавита. Например, прибор 22 имеет цветовой скроллер. Этот скроллер будет обозначаться как Элемент 22А. Буквы алфавита используются также для приборов, добавленных после того, как всем уже были присвоены их имена. Например, если между элементами 7 и 8 был установлен еще один прибор, его идентификатором будет 7А. Так как буквы применяются в этих двух различных случаях, то нумерацию приборов в схеме световой инсталляции обычно оставляют напоследок, чтобы каждый прибор был пронумерован целыми числами без применения букв.

Терминология фокусировки и функциональная терминология / Focus and Function Nomenclature

Когда осветительные приборы настраиваются для работы в том или ином представлении, для описания характеристик световых лучей используют набор специальных терминов. Еще один набор терминов используется для описания функции каждого прибора в световом сценарии.

Практически каждый осветительный прибор производит луч (область, конус) света, имеющий несколько характеристик, которые принимаются во внимание, когда разрабатывается световой сценарий и когда прибор подвергается фокусировке. На рисунке показан вид луча сбоку, направленного на художника по свету.

2020-04-29_03-43-43.png

Горячая точка – это часть луча света, как правило, нацеленная на определенное место. Место на сцене, где находится художник по свету, играющий роль цели, называют точкой фокуса. Этот термин также используется для обозначения более конкретной точки – места, где находится голова художника. В общем же точка фокуса определяется как конкретное место на поверхности сцены, декорациях или в пространстве, куда направляется луч осветительного прибора. Чем дальше простирается луч света, тем больше становится освещаемая им площадь и тем меньше становится его интенсивность.

Фактическое расстояние до проекции – это измеренное расстояние от прибора до фокальной точки. С помощью этой величины рассчитывается размер и интенсивность лучей света. Если отдельно взятый прибор фокусируется либо на определенный предмет (место), либо для определенной цели, то его называют специальным. Несколько приборов с одинаковым цветофильтром могут фокусироваться на нескольких участках сцены. Когда они включаются и работают одновременно, их все называют специальными, или системой. Система состоит из как минимум двух приборов, работающих одновременно, которые фокусируются на различные или соседние участки сцены.

Если несколько приборов с лучами одного цвета фокусируются так, что их лучи перекрываются и создают освещение высокой насыщенности и интенсивности на участке сцены или на всей сцене, их называют заливкой. Эти два термина часто используются как взаимозаменяемые, однако если система представляет собой несколько приборов, сфокусированных на разных участках сцены, то заливка подразумевает плавное освещение несколькими приборами одного цвета.

Системы и заливки зачастую являются основными инструментами, используемыми в создании освещения сцены. Обычно их подвешивают и фокусируют таким образом, что они создают несколько полос света по ширине сцены. Отдельная полоса света, создаваемая приборами, сфокусированными на точки, находящиеся на равном расстоянии от зеркала сцены, называется зоной. Частично перекрывающиеся зоны используются для того, чтобы равномерно освещать сцену, позволяя лицу исполнителя оставаться освещенным гораздо ярче, чем лучом одного прибора, и независимо от его передвижения вверх и вниз по сцене.

Системы обычно идентифицируют относительно человека, находящегося на сцене лицом к зрительному залу, по углу относительно центральной линии, их крепежной позиции или относительно их высоты от головы человека.

Свет, падающий перпендикулярно на переднюю часть тела человека, называют фронтальным освещением. Если приборы установлены так, что их сфокусированные лучи проходят параллельно центральной линии, то такую систему называют прямым фронтальным освещением.

Свет, падающий на человека спереди под углом примерно 45° к центральной линии, называют диагональным лобовым. Если фронтальное заливающее освещение подается с приборов, установленных на осветительных ложах, его могут называть заливки световых лож.

Свет, падающий на человека под углом примерно 90° с одной или другой стороны от центральной линии, называют боковым освещением. Если источник света находится на фермах над сценой, то его могут называть верхним боковым (или высоким боковым) освещением, а если приборы бокового освещения находятся низко над сценой, то такое освещение называют нижним (или низким) боковым освещением, или же прострельным.

Свет приборов, подвешенных на верхних фермах, падающий вертикально на голову человека, называют верхним вертикальным, а свет, падающий на человека сзади, – задним (контровым) освещением. Заднее освещение, лучи которого идут параллельно центральной линии, называют прямым задним освещением. Если лучи падают на человека сзади под углом примерно 45° к центральной линии, такое освещение называют диагональным задним освещением.

Успешное создание этих систем напрямую зависит от понимания различных концепций и компонентов театрального освещения.

ЭЛЕКТРИЧЕСТВО И  РАСПРЕДЕЛЕНИЕ /  Electricity and Distribution

Электричество – это природное явление, порождаемое движением элементарных частиц под названием электроны. Необходимость управлять электричеством в театральной системе освещения стала причиной появления должности художника по свету. С фундаментальной точки зрения, задача художника по свету – контролировать электричество, подаваемое на каждый осветительный прибор. Хотя художнику обычно необязательно обладать глубокими познаниями в электричестве, он должен иметь общее понятие об этом явлении. Он также обязан понимать, как управлять электричеством, хотя бы из соображений безопасности.

Основы электричества /  Basic Electricity

Базовая электрическая цепь состоит из трех компонентов: источника электроэнергии, электрической нагрузки и электрической цепи между ними. Существует два основных типа электрического тока: постоянный ток и переменный ток. Каждая электрическая система использует только один из этих двух типов.

Продемонстрировать пример постоянного тока можно с помощью карманного фонарика. Поток электричества идет в одном направлении полярности от положительной клеммы батареи (источника) через лампочку (нагрузку) и обратно к отрицательной клемме батареи, завершая электрическую цепь. В наши дни маломощный постоянный ток используется, к примеру, в аккумуляторах для внутреннего питания компьютеров. С высокомощным же постоянным током обычные пользователи, как правило, не встречаются.

Большинство электрического тока, поступающего к пользователям, будь то целые города или обычная домашняя розетка, это переменный ток. Этот тип электрического тока производится большими генераторами, состоящими из зафиксированных магнитов, которые окружают вращающийся стержень с тремя изолированными обмотками. Вращение стержня в магнитном поле порождает пульсирующий электрический ток в каждой из трех обмоток. Этот пульсирующий ток изменяет направление на противоположное, иными словами, сменяет полярность, 60 раз в секунду, отсюда и термин «постоянный ток с частотой 60 Гц». Отдельный ток, производимый каждой из трех обмоток, называется фазой. Трехфазный переменный ток с частотой 60 Гц – это стандартное электричество, распределяемое в США, однако реальное количество фаз, установленных в любом здании или концертном зале, может меняться. Независимо от количества фаз, имеется дополнительный провод (нейтраль), который возвращается обратно к генератору, замыкая тем самым электрическую цепь. Во многих зданиях имеется еще один провод для обеспечения большей безопасности – провод заземления.

Электрический ток имеет три взаимосвязанные измеряемые характеристики: силу тока, мощность и напряжение, измеряющиеся в амперах, ваттах и вольтах соответственно. Ампер – это единица измерения потока электронов из одной точки к другой, который также можно трактовать как количество электричества, способное пройти через данный провод. Ватт – это единица измерения потребляемой прибором (нагрузкой) электрической энергии. Вольт – это единица измерения электрического давления, необходимого для создания тока. Напряжение 220Вт в два раза выше, чем  напряжение 110Вт (хотя стандартное напряжение в США 117Вт, это число часто округляют до 110Вт).

Одна из аналогий, с помощью которой объясняют эти три характеристики электрического тока, это шланг и насос. Сила тока – это количество воды (или электричества), способное пройти через шланг к насосу. Мощность – это количество воды (или электричества), которое должно пройти через шланг, чтобы насос заработал. Напряжение – это давление, под которым вода (или электричество) проталкивается по шлангу.

Для распределения электричества от источника к нагрузке используются два основных типа цепей. Примером параллельного подключения может служить светильник с несколькими лампочками. Два провода, фаза и нейтраль, идут к каждой лампочке. Хотя все нагрузки подключены к одному источнику, если одна из лампочек перегорит, остальные будут продолжать работать. Этот тип подключения обычно используется как дома, так и в инсталляциях театрального освещения.

Последовательное подключение представляет собой электрическую цепь, в которой ток идет по одному пути, соединяющему все нагрузки друг с другом и ведущему обратно к источнику. Такое соединение встречается, например, в новогодних гирляндах. Если одна из лампочек перегорает, то цепь разъединяется, и все остальные лампочки тоже перестают работать. Хотя этот тип подключения обычно не используется в театрах, типичным примером может служить стриплайт с использованием низковольтных ламп MR-16. Каждая лампа рассчитана на 12Вт, но общее напряжение, которое нужно для 10 последовательно соединенных таких ламп, составляет 120Вт. Это напряжение равномерно делится между этими десятью лампами. Однако, как и в новогодней гирлянде, одна перегоревшая лампочка приводит к нарушению всей цепи.

Путь тока /  The Control Path

Управляя светом в театральной инсталляции, художник по свету  отдельно управляет напряжением, подающимся к каждому из осветительных приборов. Чтобы обеспечить это разделение, каждый из световых приборов имеет собственный токопровод. На рисунке изображен пример четырех устройств в электрической цепи для осветительного прибора в управляемой компьютером осветительной системе.

2020-04-29_04-05-36.png

Электричество подается к устройству, в этом случае к осветительному прибору. Источник тока – диммер, регулирующий напряжение, подаваемое к прибору, – как правило, соединяется с прибором участком цепи, которым обычно является кабель с проводами. Диммер позволяет инструменту излучать свет большей или меньшей интенсивности. В этом примере, диммер управляется компьютерной световой консолью. Вообще, системой управления называют устройство, с помощью которого управляют диммером, и которое является необходимым для любой диммерной системы.

Электрическая цепь должна все время находиться в замкнутом состоянии, чтобы осветительный прибор получал управляемое напряжение и работал корректно. Понимание всех составляющих электрической цепи позволяет художнику по свету должным образом управлять подачей электричества ко всем устройствам и источникам света.