Прошу прокомментировать "проект" света в ДК

Просьба адресована в первую очередь KVADRAT, Vadim, Karapus, Timpani2. Не в обиду будет сказано другим уважаемым участникам форума. Просто, вышеперечисленные показались мне самыми активными «ответчиками» в соответствующем разделе.

            Вопрос не стоит, как обычно: есть сумма и нужно срочно сделать правильный свет. К сожалению суммы нет, но и сроки не поджимают. Мне важно понять – насколько усвоена мною тема. Раздел я изучал достаточно прилежно. А деньги могут вдруг появиться, да и начальство в принципе заинтересовано.

            Итак, есть советский районный ДК. Размеры сцены – на рисунке. Рисунок выполнен в масштабе, поэтому углы соответствуют. На сегодняшний день имеется: PAR56 короткие с широким углом – 10 шт., по 5 с каждой стороны сцены. Они дают хорошую заливку, но направлены под углом более 45 к центральной оси сцены из-за того, что установлены по сторонам портала сцены близко к ней. Поэтому не освещены нормально ни авансцена, ни дальняя треть сцены при значительной общей засветке. Над сценой имеется 8 приборов типа СВТГ – то ли 0,5, то ли 1. Все с фильтрами: в основном красные, но есть зеленые и синие. Два или три из них направлены на задник. Подключены они к 4-канальному Stager digital dimmer по 2 на канал. Толку от них конечно мало, тем более что, например, на одном из каналов «сидят» одновременно красный и синий. Гобо-проектор и одинокий слабенький LED PAR64 RGB Spot 32Вт. Вот, собственно, и все. Ну, есть еще пару дискотечных приборов, 3-цветный KAM-лазер и даже три (!) головы LED MH-363 RGBW, но света нет. Десять вышеупомянутых PARов подключены через диммер PDM 4-1 к пульту Scan Control 192 (3-2-2-3 по 4 каналам). Ни в коей мере не хотел бы упрекнуть предшественников. Низкий им поклон за то что есть. Хотелось бы двинуться дальше.

            Предлагаю два варианта: «бюджетный» и «инновационно-бюджетный». Проклятый материальный вопрос стоит постоянно, отсюда следует и выбор компонентов. Как я понял, получить «качественный» свет задешево можно с помощью PAR. Поэтому именно они используются в качестве прожекторов в обоих вариантах. Итак, на стенах в зале закрепляем двухметровые консоли, на каждой по три PAR64 с трубой и узким лучом NSP по 500Вт. Далее две консоли по сторонам портала сцены - как бы вынос. На них по два PAR56 с трубой и узким лучом. Направлены выше головы стоящего на авансцене. На первом софитном подвесе аналогичных 4 прожектора. На втором подвесе – два по сторонам, направленных, например, «в кросс» (вычитал на форуме). На третьем подвесе 4 таких же прожектора контровых. Далее – заливка. На третьем подвесе три трехсекционных светильника типа FLOODLIGHT FL3A по 0,5 кВт с ассимметричным отражателем для заливки задника (либо одиночные 9 шт.). На первом и втором подвесах такие же, но симметричные. Плюс разместить имеющиеся 10 шт. PAR56 широких на первом, втором и третьем подвесах в количестве 3-4-3 соответственно  в качестве белой заливки. (Подсветка задника белым, наверное, также нужна.) Все это выливается в 32 кВт, если считать все приборы по 0,5 кВт, либо 20 кВт, если считать PAR56 по 300 Вт. На 1 и 2 подвесах объединяю светильники одного цвета (в том числе белые PARы) в один диммерный канал. Тогда для каждого цвета требуется по два диммерных канала мощностью до 2 кВт. Зеленый и белый пускай работают через имеющийся Stager, а красный и синий – через PDM 4-1. На каждый прибор на третьем подвесе предполагается отдельный канал. Тогда на все остальное требуется 32 диммерных канала до 0,5 кВт. Это 4 шт. WAVE-600 (других не нашел). Ну и пульт на 48 каналов, например DL450. После этого можно на 2 или 1 подвесе поставить по краям две имеющиеся головы MH-363 и управлять ими с помощью высвободившегося ScanControl 192. Не считая кабелей, разъемов и т.п. получается где-то минимум 200 тыс.р.

            Так называемый «инновационный» вариант отличается от предыдущего заменой заливки и контрового на LED PAR RGBW – приборы мощностью 150-200 Вт, например 54х3Вт в количестве 12 шт. По 4 на каждый подвес. А для заливки задника использовать 3 LED панели, например – 432. Тогда по киловаттам это где-то вдвое меньше, а также можно обойтись приобретением одного дополнительного диммера WAVE-600. Цена вопроса ориентировочно min: 300 тыс.р.

            Прошу прощения за большой объем текста, а также прошу комментариев и критики опытных людей.

 

Сергей Нечкин.

scene.jpg

Серьезный подход. В Вашей ситуации оба варианта приемлемы, но остается открытым вопрос с выносом. С дальних углов зала даже при узком луче и глубине сцены в 5 м. Вы все таки “залепите” задник и порталы. (У меня такая же проблема, только прожекторы с с линзами РС и регулируемым углом раскрытия). Возьмите один Пар и включите его с предполагаемого места установки. Можно просто со стойки. Если залипуха будет приемлемой, то и…  “Консоли” по бокам от порталов может быть все таки "объединить в один “вынос”? И сместить прожектора ближе к центру, расположив их симмеирично. Тогда будет нормально освещена авансцена (опять же можно включить фонарик с предполагаемого места установки и посмотреть, как разложатся), а планшет добьете с софитов. При использовании обычных PAR лучи все таки будут не очень ровными по освещенности поверхности. Ну это уже другой вопрос. Тот самый о финансах. 

Головы, судя по описанию, с узким лучом (Бимы), если да, ставьте контровым. В дыму будут неплохо смотреться.  Если угол градусов 20-30, можно и на “вынос” (консоли) поставить, но, при общей засветке их не будет видно.scene.jpg.053c3f2df7e4b68bc26c1263faf38d

В принципе вполне работоспособные варианты из “имеющегося”. 

Большое спасибо, Vadim, за быструю реакцию. Наилучшее решение с выносом, наверное, было бы - прикрепить подвес к потолку в зале на расстоянии от сцены где-то между консолями портальными и консолями настенными. Тогда и портал визуально был бы без “соплей”, и стены, и все углы и расстояния были бы более оптимальными. Мне это приходило в голову. Но в наших условиях такое решение сложнее осуществить, если вообще возможно. Поэтому был выбран некий компромисс. Цельный вынос в районе предполагаемых портальных боковых консолей я отверг - уж очень портит общую картинку. То, что нужно попробовать посветить с теоретических точек - Вы, безусловно, правы.

Головы действительно - бимы. По головам я не совсем понял Вашу мысль. Предполагаю их использовать в качестве динамических приборов с эффектами движения луча, смены цвета, затухания и т.п. Если поставить их на контровой, тогда, возможно, они не будут работать “по полной”, или одно другому не мешает? Если можно, поясните, пожалуйста. Также, хотелось бы услышать оценку по мощности, типу и количеству светодиодных приборов во втором варианте. 

Бим это лучевой эффект. В основном. “Залить” им ничего не получится. Слишком узкий луч. Зато этот луч очень хорошо виден в дыму(тумане) ((пыли)). Установив Бим на “вынос” (консоли), Вы не сможете ничего подсветить.  Будет некое пятнышко диаметром с 0,5 м. Помахать ими конечно можно, но, всетаки это больше “контровой” эффект.

По LED PAR 54х3 - не лучший вариант конечно, но вполне рабочий. У меня на галерее установлено их 12 шт, при неполной засветке белым дают неплохую цветную поддержку. 

PAR-64: на 0,5 кВт лампы сложновато найти, по-моему, это простые прожекторные плюс отражатель с патроном, а распространенные - лампа-фара на 1000 Ватт. Так что, потребляемая мощность может быть не точно просчитана.

И все-таки, для полной картины хотелось уточнить:

  1. Основной характер мероприятий (театральное, музыкальное, танцевальное, бла-бла-бла…)

  2. Основной, если есть другая, цвет одежды сцены, как она расположена, цвет стен, портала, зала…

  3. Материал стен, потолка, перекрытий; особенности силовой части и способы проводки кабелей… 

Желательно фото зала, сцены, софитов и т.д.

От этих мелочей зависит очень многое.

  1. Не очень понял зачем консоли у портала, там же что-то есть,на чем висят существующие пар56.

  2. Не стоит рассчитывать на пар64 с лампой 500Вт, лампы найти проблема.

  3. Забудьте про СВТ, LED PANEL432 то-же сразу нет.

4.Вот вам суровый=бюджетный вариант:

ледпар 54х3Вт RGBA 25градусов- 4 шт для подсветки задника размещаются по бокам на стене на разной высоте, на худой конец размещаются по краям 3-го софита

ледпар 54х3Вт RGBA 25градусов- 6 шт - прострелы, размещаются по бокам на стене ближе к потолку или по краям софитов.

Таким образом вы малым количеством приборов заливаете сцену, задник и еще немного достается кулисам.

Если бюджета хватает на большее, берете больше паров :) 

На подсветку задника копите например на STAGE LED RGB180 или лед панели с одноцветными диодами мощностью 3Вт, либо RGBW диодами мощностью от 8Вт. А еще лучше на головы вош с зумом, но только минимум на те, у которых 108 диодов по 3 Вт.

При дальнейшем богатстве берем туман машину, и головы бимы, споты минимум на 90Вт белом диоде.

5.По выносному освещению, т.к. нет возможности разместить приборы в зале, на потолке, вам для освещения авансцены,  кроме консолей на стенах и следящих прожекторов ни чего не остается. Второй и третий план освещаются приборами с первого софита.

  1. Зря не учитываете стоимость проводов, с ними ваш бюджетный вариант, может стать не таким уж и бюджетным.

  2. Головам вашим место на 3 софите у задника, тут они и контровым, и лучом в дыму, и на задник посветят.

Спасибо за продолжение темы. 

Для nowik1966:

мероприятия любые, но, в основном, все-таки  музыкально-танцевальные; задник светло-бежевый, на который в зависимости от мероприятия наши художники вешают какую-нибудь эмблему или инсталяцию из тканей, надувных шаров и т.п.; занавес - коричневый, кулисы - светлая охра, кресла в зале - бордо, стены - белые, в том числе потолок над сценой; стены покрыты слабогранеными плитками 250х250 вроде как из гипса, потолок - белый подвесной; по силовой части затрудняюсь, но электрик хороший и, надеюсь, на это можно влиять вплоть до прокладывания новых линий или модернизации старых в случае необходимости; софиты - просто трубы на двух тросах, опускающиеся с противовесами, первый подвес отсутствует, хотя по следам на потолке видно, что был. Несколько фото завтра добавлю.

Для Karapus:

  1. Существующие консоли - это трубы, прикрученные к вертикальным стойкам портала и направленные прямо в зал параллельно стенам. Поэтому висящие на них ПАРы направлены на сцену под углами от 45 и более (к оси сцены), что, на мой взгляд, неприемлемо для основного рисующего света. Но благодаря тому, что там “широкие” лампы, включенные с обеих сторон они дают какую-никакую заливку. Мне даже кажется, что в таком сочетании (углы установки и ширина луча) это лучше, чем если бы эти ПАРы были направлены фронтально.

  2. Нельзя ли в зале на консолях поставить приборы типа ПрТЛ-0,5 или их современные аналоги, например: Theatre Stage Lighting THEATRE SPOT 500F  http://west-technology.ru/catalog/svetovoe-oborudovanie/teatralnoe-osveschenie/theatre-stage-lighting-theatre-spot-500f

  3. Этот Ваш пункт прошу пояснить, если можно.

  4. Из “бюджетных” 54х3Вт нашел только: EURO DJ LED PAR-543 RGBW  http://www.svetomuz.ru/catalogue/product.htm?i=67fc0f67-810f-11e5-80c8-0025904f8973 и Big Dipper LP001 54х3Вт rgbw  http://www.muztorg.ru/cat/details/A048808/, но это “холодные”.

Могут быть, по-Вашему, и другие адекватные варианты, например: EURO DJ LED PAR-1410 RGBWA/25 14x10W ?

Размещение приборов для заливки задника на разной высоте на стенах - понятно: чтобы заливка была более равномерной по вертикали.

Почему размещение приборов также по бокам на стенах (прострелы) для заливки сцены более выгодно, чем их размещение на софитах?

Сгодятся ли для задника 3 панели типа  EURO DJ LED BAR-1412 RGBWAU/25 14x12W   http://www.svetomuz.ru/catalogue/product.htm?i=7c93d7d6-d467-11e4-9668-003048623742  ?

  1. Не совсем понятно назначение 2-го софита, т.к. основную нагрузку несут первый и третий.

  2. Согласен, что вопрос недоработан.

  3. С имеющимися головами - понятно. Благодарю. Надеюсь на продолжение.

Мысли движутся в правильном направлении. Мне нужно собрать свои, чтобы их изложить. 

А пока: http://www.showatelier.ru/content/product/led-multi-par-54-3-rgbwhttp://www.show-light.ru/svetovoe-oborudovanie/svetovoe-oborudovanie-lamps/teatralnie-projectoru/imlight-theatrespot-500-650-optical-teatralnyj-prozhektor-detail

Зал на 200 мест. На фото экран открыт. Закрывается светло-бежевым занавесом. Видны два софитных подвеса плюс такие же трубы со шторками. Можно использовать эти трубы в качестве подвесов, по крайней мере - одну. С другой стороны, отсутствующий первый подвес занимает самое выгодное положение с точки зрения заливки второго (третьего) плана, но к нему не видно подводки противовесов.

 

2547.jpg

2549.jpg

2552.jpg

  1. По консолям понял по фотам. Тут все по вашему плану.

  2. В зрительном зале их можно разместить, но они светят слабее пар56 и брать нужно не с френелем, а с линзой PC. В общем на консоли в зрительном зале, либо пар56 или пар64 с длинным корпусом, либо театральные прожекторы 1000Вт с линзой PC. Остальные варианты не рассматриваем ввиду бюджета.

  3. СВТ те, что у вас есть используйте, но новых покупать не стоит. Если учесть лампы, фильтры, провода, диммеры, то светодиодные приборы не сильно дороже, а пользы от них больше. LED PANEL432 - просто слаб для вашей сцены.

  4. Не могу ни чего конкретно сказать про эти бренды, а именно на сколько они шумные и мерцают ли при регулировке яркости. В целом такие приборы вам подойдут и пар с 14 мультичипами 5в1 так же нормальный вариант, но 54х3Вт поярче.

Пары на заднике не дают равномерной заливки, а создают полосы, которые не плохо смотрятся на складках задника.

При ограниченном количестве приборов (6 шт) и задаче залить максимум сцены цветом, иного варианта не вижу, при этом о верхней заливке так-же забывать не стоит и при первой же возможности приобретать.

Панели сгодятся.

  1. Заливка, контровой, динамичные приборы.

Картинка уже нарисовывается. По поводу “первого” софита, его, скорее всего, не было. Трубы софитов доходят до стен?

Трубы софитов до стен не доходят, хотя заходят за кулисы. Между экраном и задней стеной еще где-то 1,5 метра. На фото не совсем видно: имеется, кажется 5 блочных подъемов. Первый - это на 2й (условно) софит, затем на трубу с “юбочкой”, потом 3й софит, затем труба перед экраном, на которой экранный занавес и, кажется, на трубу, на которой подвешен экран. В районе “первого” софита из потолка что-то торчит в двух местах, типа обрезанного троса. Во всяком случае, кажется, там что-то было. Лет 20-10 назад и на стенах в зале точно были группы каких-то старых приборов, типа ложи. Теперь их нет. Так что вполне возможно, что когда-то был и первый софит.

Учитывая подавляющий численный перевес статических приборов, напрашивается выбор 48-канального контроллера типа DL-450 (как сказано выше). Но имеется пару голов, а также если вдруг часть приборов будут LED PAR, а также если вдруг парк динамических приборов будет расти - может быть есть смысл сразу использовать контроллер USB-DMX с каким-нибудь популярным ПО? Нашел, например: http://www.muztorg.ru/cat/details/A039494/#comments  ?

Тема неоднократно поднималась. Вы можете использовать например коробку и программу LJ, либо Sunlite, либо другие, имеющие возможность работать на 1024 канала. Такие коробочки имеют DMX IN & DMX OUT. DMX IN может быть использован для подключения DMX контроллера. И этот контроллер можно задействовать как “крыло”. Т.е писать нужное в программе, а на фейдера назначать нужные действия. Либо использовать программы с коробками и подключать МИДИ контроллеры. Получается некий “бюджетный” вариант железного пульта. 

Всем привет. Сори за долгое отсутствие… дел до ж…

Пока в суть проекта до конца не въехал, но первое что бросилось в глаза…  Предложить руководству зала выкрасить коробку сцены в чёрный цвет. Второе прикупить чёрный кабинет. Третье обустроить на стенах прострелы. В остальной части нужно внимательно вчитаться. 

Да вот ещё что… Сергей, (не в обиду любителям паров), на малой сцене, да ещё и в светлой одежде, качественный свет из паров - нонсенс.

Почитал и появились вопросы.

Схему проводки увидеть нам возможно?

Какая мощность выделена на постановочное освещение?

Достаточно ли легко снимаются кресла в зале?

Что за подвесным потолком?  

Какой город и принадлежность ДК?

Спасибо KVADRATу за поддержание темы.

Если я правильно понял, черный цвет и кабинет нужны для того, чтобы избежать паразитных засветок, а также, чтобы свет работал более предсказуемо. Тогда, воозможно, и требования к свету более высокие по пониманию, управлению и, может быть, по количеству. Это как бы ближе к театральному. Мероприятия-то, в основном, развлекательные. Самодеятельность. Боюсь, что для начальства это слишком радикально, особенно, учитывая нашу провинциальную бедность.

Обустроить на стенах прострелы - это значит разместить на стенах между кулисами на всех трех планах прожекторы или/и светильники, направленные на сцену сбоку?

Почему на малой светлой сцене использование ПАРов - нонсенс?

Схема проводки, конечно, не секрет. Только, простите, я не понял вопроса. Сейчас есть какая-то проводка, и можно нарисовать ее схему, спросив электрика. Но если дело зайдет так далеко, что можно будет купить световые приборы, то, наверное, прийдется что-то прокладывать заново, а что-то менять. Понятно, что это нужно будет делать грамотно под “проект”.

Кресла в зале теоретически снимаются группами по несколько штук (даже до 6 - 8) путем откручивания гаек со шпилек. Если я не ошибаюсь, не так давно то ли под полом, то ли вдоль стен была проложена куча проводов, в т.ч. мультикор. Во всяком случае сейчас рабочее место “звук-свет” находится в конце зала, где среди прочего есть ручной диммер (4х2кВт, СВТГ над сценой) и dmx-контроллер (192), который управляет имеющимися ПАРами. (Один из проводов мультикора выделен для DMX-канала).

Вопрос с мощностью я обсуждал только с электриком, поскольку он единственный действительно компетентный в этом деле человек. Мне было сказано, что, поскольку ДК - старый советский, то технически можно обеспечить хоть 50 кВт. Я об этом упоминал.

Что за подвесным потолком - не знаю. По правде говоря, лезть на чердак пока неохота. Поскольку перспектива “проекта” неопределенная, то и мотивация также не безгранична. Если забрезжит надежда, то нужно будет и с вентиляцией решать вопрос - тогда чердака не миновать. Мне хотелось бы пока достичь для себя самого более-менее определенного понимания: каков мог бы быть “проект”, выраженный в типе и количестве приборов, их размещении, средствах управления и пр. Так что я весьма признателен за критику Вашу и коллег по форуму. Затем можно было бы для начальства написать какой-нибудь список, ориентировочную стоимость и т.д., аргументировать. 

г.Холм Новгородской области (400 км от СПБ). Районный центр: соответственно - районный ДК.

Районный ДК, значит деньги из культурки, печалька.

Начну от обратного, раз уж так получилось …

Что за подвесным - к вопросу обустройства подвеса выносного света. надо же к чему-то крепиться.

Этого же касается съёма кресел, для обслуживания фонарей.

50 КВт, уже хлеб ))

Схема нужна для понимания существующей ситуации, как использовать старую и куда тянуть новую (денюжка не малая)

Нонсенс касался качественного света. невозможность работы с лучом и дикие паразиты в малом объёме сцены с белыми одеждами накрывают всё медным тазом.    

Прострелы - Да, Вы всё поняли правильно. Если одежду поменять не получится, то нормально работать там смогут только приборы с профилированием луча.

Чёрный кабинет, в вашем случае, обеспечит целый ряд преимуществ перед светлым:

1 - Не потребуется обязательное обустройство заливки задника

2 - тени на заднике от фронтального света будут слабовыраженными

3 - Потребуется меньше света на сцену для достаточного освещения действия.

4 - Легче будет создать объём воздушного пространства и ощущения перспективы

5 - Ну и один из важнейших моментов это полное затемнение и паразитка

Можно ещё много чего добавить, но хватит и этого. 

Что до требований к свету, то поверьте моему опыту. Светлый кабинет требует в разы большего качества и количества осветительного оборудования, даже в случае проведения партийного собрания )))

При любом раскладе красьте стены и потолок в чёрный, при возможности и пол тоже. Хотя на пол лучше купите линолеум(можно даже б/у), при ваших размерах не сильно дорого будет.

 

Попрошу Вас еще кое-что разъяснить.

При невозможности устроить подвес на потолке есть альтернатива - консоли на стенах (см. схему). Хуже, конечно, но - выход.

Неужели может понадобиться 50 кВт? По моим грубым подсчетам в худшем случае выходит ~30кВт, а при частичном LED-освещении, вдвое меньше (см. выше)

Если основные приборы на выносе (консолях) будут линзовые (PC), скажем, 1000 Вт, повысит ли это хотя бы отчасти “качественность” света по сравнению с PAR ? (насколько я понимаю, такие приборы по стоимости - более высокая ступень; управляемые приборы не обсуждаются по понятным причинам)

Профильные прожекторы тоже ведь не из низшей категории. Может быть размещение на прострелах LED PAR (как предлагает Karapus выше) или даже узких PAR не будет совсем уж неприемлемым?

Правильно ли я понял, что, в случае всего черного на сцене, задника как бы вообще нет, и, соответственно, нечего заливать, т.е заливка задника отсутствует, как категория?

Для меня аргументы по “черному” вполне убедительны, боюсь, что для руководства это слишком революционно :slight_smile: Печалька.

Консоли конечно лучше чем ничего, но раз уж делать вылеты от стены, может есть смысл просчитать вариант поперечины от стены до стены? Нагрузка там не ахти какая будет. Тогда на вынос можно РС повесить. Просто на консолях, рекомендую напрягаться на профильники (хотябы один на сторону, для среза света с архитектурного портала на противоположной стороне). Но и РС всяко будет лучше чем фара.

Это сейчас 30КВт, а случится необходимость подключить дополнительное оборудование? И потом, 50КВт это только на свет или на всю площадку, включая звук, свет в зале и подсобках, утюги и прочий бытовой хлам?

На прострелы есть смысл повесить леды с цветом, но в дополнение к линзовым фонарям. И уж точно не узкие, так как расстояние от прибора до планшета, у вас, очень маленькое. Там и широкий то толком не успеет раскрыться. На вашу площадку вообще нужно выбирать приборы с максимальными углами лучей. 

Да в случае чёрного задника заливать там нечего, пока не появится какой нибудь логотип или прочая лабуда. В этом случае используются локальные приборы для подсветки только необходимой части. Идеальная направка света вообще не должна касаться чёрных одежд. Весь свет оказывается в пространстве где может перемещаться артист. Весь свет на нём и он кажется достаточно освещённым. А теперь представь блондинку в белом платье на белом фоне… Косметика поплывёт от количества необходимого на ней света, что бы “оторвать” её от большого белого прямоугольника у неё за спиной.  

Вероятно кулисы ещё времён КПСС. В таких одеждах лучше смотрится профиль Ленина на заднике )))