Чем светить и куда?

Здравствуйте профессиональные осветители! Опыта с освещением мало, поэтому прошу его у вас!  Наш коллектив выступает на разных площадках, коллектив занимается танцами (балет) и шоу-программы (танцевальные). Освещение сцены состоит (как правило) из софитов (например 3 шт, 1, 2 3-планы), на которых расположены Par-прожекторы, заливной свет (галогенки, либо светодиодные Led-панели или Par), далее, прострелы (башни), порталы, ложи и верхний вынос, редко встречается рампа. Теперь собственно вопрос: какие основные правила освещения, чем светить чтобы подчеркнуть танец, а например, не создать “грязь” на заднике, не ослепить артиста… и пр. и второй вопрос какие фильтры следует использовать и на какие прожектора, какие цвета сочетаются, какие нет… читал книгу “Театральное освещение”, там написано, что условно сцену надо делить на квадраты и освещать каждый из них с разных сторон, но на площадках не всегда бывает достаточно оборудования… если поможете мне разобраться с этим вопросом, и поделитесь вашим опытом, буду очень вам благодарен. Спасибо.

Все на Ваш вкус и выбор =))))

Если артиста слепит - значит его видно =)))

можно что-то светить только лобовым, что-то только контровым, что-то только боковым… тут уже Вам смотреть и решать как художнику… основываясь на пожеланиях постановщика танцев

Изучайте видео танцевальных коллективов, читайте книги (зайдите в хранилище файлов), Исмагилова или М. Келлер, например. А так, в двух словах, не раскажешь. Тем более, что у каждого свое восприятие, понимание и видение света, цвета, музыки и т.д.

“Слепить” артистов будет почти всегда. Если только не светить контровиком и не вертикально сверху или с боков.  Специфика зрения такова, что глаз сам ищет самую яркую точку и следит за ней. от этого и идут жалобы что “слепит”  Способность артиста абстрагироваться от этого есть большая помощь светооператору.  При работе с пушками зайчики в глазах обеспечены 100% если смотреть прямо в луч.Есть еще артисты, которые любят свет, и попадают в него, есть те, которые наоборот прячутся. Ну а по танцам и спектаклям в общем то есть основные принципы работы со светом, но еще многое зависит и от задачи которую режиссер постановщик ставит.

Посоветовал бы побольше экспериментировать на практике. Конкретных правил, что хорошо, что плохо, врятлит получите, нужно судить по картинке целеком. Пробуйте экспериментируйте, когда будет краисиво вы сами увидите.

P.S.

Артистов практически всегда слепит! Как уже было сказано, значит их видно! Только не опытные жалуются, "Мне эти фанатики с переди слепят! Выключите мне их! " :slight_smile:

Поговаривают, что для танцев хорош боковой свет на уровне колен; ну и на уровне лица - это для любого спекталя должен быть. Хотя, если у артисток балета обширные юбки, то смыла в коленном освещении нет. Если движения что-то “говорят”, то их должно быть хорошо видно, а это боковой и контровой свет, передний свет по вкусу.

Берегитесь, тоесть категорически отказывайтесь от белых, золотых, серебрянных и т.п. хорошо светоотражающих задников, если такой задник неизбежен, требуйте хотя бы на уровне человеческого роста горизонтальную тёмную полосу, или какие-то элементы декораций. Если люди работают  на хорошо берущем свет фоне, и ваш белвй заливной свет попадает в задник -  они ВСЕГДА будут в темноте, или их надо отдельно пересвечивать со страшной силой чем-то что не попадает в задник. 

Если артиста слепит и это ваши артисты - научите их не бояться света. Почему человека слепит - человек зачем-то смотрит прямо на фонарь, у него рефлекторно сжимается зрачёк, потом он переводит взгляд и ничерта не видит, пока зрачёк не расслабится. Простое упражнение - поставьте яркий прожектор, встаньте за него и показывайте артисту 1, 2 и т.п. пальцев, объясните что надо просто расслабить глаза и смотреть мимо фонаря. Глаза привыкают и все начинают видеть. Потом запомнив это состояние глаз - посмотрите прямо на фонарь, потом посмотрите снова рядом - всё видно. Вас не ослепило, разве что на какое-то небольшое время можете видеть чёрное пятнышко(типа ожог роговицы) но это проходит за минуту. Попобуйте сами, потом воспитывайте артистов, когда я глядя прямо в работающий стробоскоп точно говорю сколько мне пальцев за ним показывают артисты, они начинают верить что это возможно. Сам я в детстве работая в цирке начился жоглировать при мощном слепящем свете - просто тогда видны не мячики а чёрные пятна от них ).

когда я глядя прямо в работающий стробоскоп

А вот это не есть хорошо…

“Украдено у Тодеса” - они часто ездят на разные площадки и чтобы фронтальный свет их не сбивал ослеплением с нужных точек они контрастным скотчем на полу метки ставят. и границу авансцены промечают.

Классный опыт, а если руководство ДК  .ренубедишь, что задник пипец как неудобен для света)))))))

По моему так у всех балетных (по крайней мере с теми с кем я работал и Тодес в том числе), и подозреваю что изначальная причина была не в свете…