Автор: Бронников А.
скачать → Telegram: Contact @light_files
ПРЕДИСЛОВИЕ
«Представление увидело огни рампы» — это выражение родилось уже очень давно. Театральные представления и спектакли освещали еще задолго до появления электричества. Для этого использовали факелы, масляные плошки, керосиновые лампы, свечи, газовые горелки, а затем уже и сложнейшую современную сценическую электроапнаратуру. Свет на сцене: является одним из важнейших помощников театрального художника и режиссера при создании спектакля. Еще тогда, когда режиссер и художник читают пьесу или прослушивают музыку оперы, балета или оперетты, у них возникает видение цвета и освещения каждой картины. От правильно найденного освещения сцены часто зависит образ той или иной картины, задуманный режиссером и художником. Помогает свет и актеру. Правильное освещение фигуры актера, его лица выявляет. тончайшие нюансы актерской игры, пластику его движения, еле заметную мимику лица.
Создавая любое оформление спектакля — в сукнах, условное или живописно-объемное, — художник-постановщик старается воспроизвести на сцене такой зрительный образ декорационного. решения, который выявлял бы и акцентировал основные моменты спектакля в целом и отдельных его сцен. .
Но для этого мало построить и написать декорации, их нужно уметь правильно осветить, чтобы с помощью света создать необходимую атмосферу действия.
Часто перед театральным художником встают сложнейшие задачи — показать на сцене пожар, взрыв, клубящийся дым, снег, метель, дождь, молнию, водопад; волны, солнце, луну, звезды, трассирующие пули, салют, пролетающий самолет и многие другие эффекты. Слово «эффект» является Не совсем точным в данном случае, ‘так как`воспроизведение на сцене дождя, снега и т. п. производится не просто ради создания впечатления — ради эффекта, — а для достижения художественной правды спектакля. Тем не менее выражение «световые эффекты» является. общепринятыми употребляется в данной книге,
Говорят что «в театре можно сделать все», то есть показать на сцене наводнение, бурю, построить город, разрушить его на глазах у зрителей. и т. п. Добиваться таких эффектов можно самыми различными средствами. Но во. всех случаях при воспроизведении того или иного эффекта важнейшую роль играет свет, который помогает добиться наилучших результатов.
С помощью света, например, в «светлой» картине можно воспроизвести луч солнца. Для этого в виде луча нужно. натянуть кусок тюля или газа и осветить его так, чтобы свет. падал по направлению идущего луча. У зрителя создается полное впечатление солнечного луча.
Если сильным прожектором, установленным на колосниках, с. хорошим фокусом дать столб света на темной сцене, то создастся впечатление колонны.
Одним из наиболее распространенных средств для воспроизведения многих театральных эффектов является проекционная аппаратура различных систем и устройств в сочетании с общим освещением сцены. Использование проекции при создании оформления спектакля таит в себе огромные возможности. Иногда оформление спектакля выполняют только с помощью света и световой проекции.
В настоящее время многие театральные художники и режиссеры стремятся к созданию лаконичных решений в оформлении спектаклей и стараются с помощью одной-двух наиболее типичных деталей выразить основную мысль того или иного. действия пьесы. В таком оформлении свет приобретает особенно важную роль
Декорационное оформление спектакля — не самоцель. Художник должен помочь режиссеру и актеру в создании верного зрительного образа спектакля. И здесь на помощь ему приходит свет, который становится активным и действенным-средством в решении спектакля.
С помощью проекции добиваются самых неожиданных и очень интересных результатов. Например, на обычном белом заднике можно воспроизвести любой пейзаж и солнечный, светлый, лирический, мрачный, суровый, с тяжелыми, нависшими тучами. На такой пейзаж можно наложить проекцию дождя, снега, метели, плывущих облаков и т. д. С помощью проекционной аппаратуры создают. картины моря — бурного и спокойного —и плывущих по морю кораблей.
Очень интересные эффекты дает проекция на тюлевых занавесах. Если на тюле дать проекцию плывущих облаков, а за тюлем высветить актера, то создастся впечатление, что о плывут впереди актера и над ним. Продолжение читайте в книге