Справочник художника по свету 📓

В этой теме собираем - полезные материалы для художника по свету.

Словарь, термины / Что почитать? / Книги для художника по свету / Алфавитный указатель по Консолям и Софту / Визуализация / Полезные ссылки

Словарь, термины

:link: Профессиональный сленг
:newspaper: Дым машина
:newspaper: Лампы Газоразрядные Hmi, Hti, Hsr, Hsd, Hmd, Дриш
:newspaper: СВЕТОВАЯ ПАРТИТУРА или ПАСПОРТ СПЕКТАКЛЯ
:newspaper: Типы цоколей ламп
:newspaper: Art-Net
:newspaper: DMX 512
:newspaper: DMX Терминатор - DMX Termination
:newspaper: Fazers / Фейзер
:newspaper: Hazers / Хейзер
:newspaper: RDM

Что почитать? / Книги для художника по свету

:green_book: Игра света и тени для художников - Хогарт Б
:green_book: Киновидеокамеры и осветительное оборудование - Дэвид Самуэлсон
:green_book: Настольная книга осветителя Карлсон В., Карлсон C
:green_book: Не ослепляйтесь светом - Перри Я
:green_book: Освещение на телевидении - Бермингэм А
:green_book: ПСИХОЛОГИЯ ЦВЕТА - Нелюбова М
:green_book: Свет в искусстве оператора - Головня А
:green_book: Свет на сцене - Извеков Н
:green_book: Свет и освещение - Килпатрик Д
:green_book: Световое оформление спектакля - Барков В
:green_book: Театральное освещение - Исмагилов Д., Древалева Е
:green_book: Театральные световые эффекты - Бронников А
:green_book: Техника и Технология сцены - Базанов В
:green_book: Техника профессионального освещения - Джост Дж. Маркези
:green_book: Цифровой Перформанс - Стив Диксон
:green_book: Элементарная светотехника - Варфоломеев Л
:green_book: Этот фантастический свет - Келлер М

:green_book: Automated Lighting 2nd Edition- Richard Cadena
:green_book: A Practical Guide to Stage Lighting, Second Edition
:green_book: Control Systems for Live Entertainment Third Edition - John Huntington
:green_book: Concert Lighting Techniques, Art and Business THIRD EDITION
:green_book: Lighting Control - Technology and Applications
:green_book: Motion Picture and Video Lighting - Blain Brown
:green_book: Scene Design and Stage Lightning (10th Edition) by R.Craig Wolf and Dick Block
:green_book: Stage lighting design: an introduction
:green_book: The Stage Lighting Handbook - FRANCIS REID

Алфавитный указатель по Консолям и Софту

:blue_book: Алфавитный указатель по консолям и По для управления световым оборудованием

Визуализация

:tv: Capture 2020, 2021, 2022 / Скачать, FAQ, Manual, руководство
:tv: Magic 3D Easy View / FAQ, Manual, Скачать
:tv: WYSIWYG / FAQ, Manual, Скачать / CAST
:tv: Vectorworks FAQ (manual, быстрый старт, популярные вопросы)
:tv: DEPENCE 2 syncronorm FAQ (manual, быстрый старт, популярные вопросы)

Полезные ссылки

:link: Прекрасный сервис для подбора аналогов приборов

В процессе написания

7 Likes

rdm.png

RDM (Удаленное управление устройствами) - это протокол, который находится поверх стандарта данных DMX512 для управления освещением. DMX512 - это однонаправленный протокол, который означает, что данные передаются в одном направлении - от пульта управления до индикаторов.

dmx_flow.gif

С добавлением RDM система DMX512 становится двунаправленной (полудуплексной) системой. Контроллер может отправлять вопрос на устройства по проводам, которые затем могут ответить.

rdm_flow.gif

Протокол RDM изменил способ, при помощи которого светотехники настраивают и обслуживают свое световое оборудование, и все больше инженеров и художников по свету будут использовать его для новых возможностей:

  • Идентификация и классификация подключенных устройств.
  • Адресация устройств, управляемых по протоколу DMX512.
  • Отчеты о состоянии светильников и других подключенных устройств.
  • Конфигурирование любых DMX/RDM-приборов.

Подумайте о транзакции RDM как о разговоре - осветительное устройство говорит «скажи мне свой DMX-адрес», а прибор отвечает «мой адрес - 32». Это известно как команда GET. Затем контроллер может отправить команду SET, например «установить адрес DMX на 65», и прибор может ответить, чтобы подтвердить это изменение. Таким образом, посредством команд и ответов GET и SET протокол RDM позволяет контрольной панели изменять и контролировать систему DMX способами, которые раньше были невозможны.

Звучит здорово? Как мне его включить?

Есть несколько вещей, которые вы должны знать:

-В настоящее время выпускается широкий спектр RDM-контроллеров, начиная от самых простых и дешёвых устройств, способных лишь обнаружить прибор и задать ему некие установки, заканчивая полнофункциональными панелями управления с собственным интегрированным интерфейсом и широкими функциональными возможностями. RDM-протокол автоматически поддерживает конфигурацию сети, в процессе которой контроллер опрашивает устройства сети и получает в ответ характеристику их функционала и текущую конфигурацию.

DMX512

Взаимодействие контроллера со световыми приборами и вспомогательными устройствами осуществляется на уровне протокола передачи данных DMX512, специально разработанном для этих целей в далёком 1986 году. Он создан на базе интерфейса RS-485, который предусматривает передачу сигнала по двум проводам в экранирующей оплётке. Подключение производится с помощью пяти- или трёхконтактных XLR-разъёмов.

Стандарт DMX512 (Digital Multiplex) позволяет с одного контроллера осуществлять управление 512 каналами (но не приборами). Многие осветительные приборы имеют несколько каналов для управления (диммирование, цветность, угол наклона и т.д.). Чтобы не запутаться в потоке передаваемых данных, каждому подключаемому устройству присваивается адрес. Для задания адреса на корпусе есть дисплей или многопозиционный переключатель.

Схема подключения

Протокол DMX512 применяется для подключения самых разнообразных приборов: светодиодных прожекторов; LED-лент; туман, дым и снег машин. В зависимости от типа, поколения и количества соединяемых световых приборов, а также коммутационной аппаратуры, предназначенной для переключения, усиления и диммирования. Можно выделить 4 основные схемы включения. Первый и наиболее простой вариант подключения DMX-контроллера заключается в использовании в качестве нагрузки готовых DMX световых приборов. Всё, что понадобится для реализации подобной схемы – это несколько экранированных кабелей нужной длины с XLR-разъёмами на концах. На корпусе любого современного DMX-оборудования можно увидеть трёхконтактные XLR-разъёмы двух типов: со штырьками (вход) и с гнёздами (выход). Внутри корпуса эти разъёмы запаяны параллельно, обеспечивая тем самым транзитное объединение всех устройств между собой.

image

Чтобы к пульту управления подключить несколько устройств, управляемых по протоколу DMX512, необходимо произвести следующие манипуляции. Выход контроллера (DMX OUT) соединить кабелем с входом первого прожектора (DMX IN). Выход первого прожектора соединить с входом второго и так далее. Таким образом, все приборы в нагрузке соединяются друг с другом последовательно. Но, за счёт того, что на каждом из них разъёмы DMX IN и DMX OUT запараллелены, каждый прожектор работает независимо от остальных и в случае неисправности не влияет на работу всей группы.

Для построения сложных схем включения светового оборудования, управляемого по протоколу DMX512, используют сплиттеры. DMX-сплиттер или разветвитель сигнала представляет собой устройство, имеющее DMX-вход для подключения к контроллеру и несколько независимых выходов для разделения сигнала и передачи его в нагрузку. В качестве нагрузки могут быть использованы любые световые приборы и устройства с DMX-управлением. Кроме своего основного назначения, некоторые модели сплиттеров выполняют роль усилителя сигнала, тем самым позволяя увеличить протяжённость сигнальной линии. Включать в систему управления освещением сплиттер очень удобно в тех случаях, когда необходимо одновременно контролировать работу нескольких групп световых приборов, расположенных друг от друга на расстоянии в десятки метров. Чтобы не допустить возникновение разности потенциалов, все выходы сплиттера гальванически развязаны между собой. На практике это означает что DMX-прожектора, подключенные к выходу №1, могут быть запитаны от одного источника питания, а прожектора, подключенные к выходу №2, – от другого.

image

Протокол Art-Net logo

Art-Net является простой реализацией DMX512 протокола по UDP, в котором информация управления каналами передается в IP пакетах, как правило, по локальной сети(LAN), по технологии Ethernet. ArtNet является протоколом с обратной связью. Как правило в приборах работающих по ArtNet имеется функция ответа на принятые данные. Например прибор получил данные, и может отправить ответ, что он их получил.

Art-Net может передавать абсолютно всё, вплоть до файлов. Изначально Art-Net может осуществлять передачу значений и позиций фэйдеров, координаты приборов, а так-же может передавать таймкод (адресно-временной код — цифровые данные о времени, записываемые и передаваемые совместно с изображением или звуком. Применяется для синхронизации различных медиа систем — звук, видео, свет и т.д.).

ArtNet устройства используют для коммутации между собой так называемые Nodes(узлы). В качестве узлов могут выступать преобразователи Art-Net в физический DMX512, либо световые приборы или оборудование, уже имеющее встроенный интерфейс Art-Net. Узлы могут подписываться(слушать) сервер. В тоже время сервер может раздавать пакеты как всем узлам ArtNet, так и отдельно выбранным. Узлы чем то напоминают социальную сеть, они могут быть подписаны на сервер в тоже время сервер может игнорировать какие то узлы. В качестве Art-Net сервера может служить компьютер с световым программным обеспечением или световая консоль. Простейший способ реализации протокола это Broadcast, работающий по принципу радиостанции. Она вещает для всех слушателей, и слушатели могут принимать сигнал или нет.

Каждое пространство из 512 DMX каналов в протоколе Art-Net называется Universe (анг. Вселенная). Каждый узел (устройство) может поддерживать максимум 1024 каналов DMX (2 Universe) на одном ip-адресе. Каждые 16 Universe объединяются в подсеть (Subnet — не путать с маской подсети). Группа из 16 подсетей (256 Universe) образует сеть (Net). Максимальное количество сетей — 128. Итого в протоколе Art-Net количество узлов может достигать 32768шт (256 Universe x 128 Net), каждый с 512 DMX каналами.

Адреса Art-Net обычно используются в пределах 2.0.0.0/8, но и в обычных локальных сетях 192.168.1.0/255 работают без проблем.

Преимущества Art-Net:

  1. Возможность осуществить передачу сигнала по уже существующим линиям локальной сети, а так же существенно увеличить дальность передачи сигнала используя недорогое сетевое оборудование и участки до 100м по неэкранированной витой паре 5-й категории.
  2. По одной Art-Net линии может передаваться в тысячи раз больше данных, чем по физической линии DMX512.
  3. Сеть Ethernet имеет топологию «звезда». Это повышает надежность системы по сравнению с «кольцевой» или «проходной» проводкой, используемой с DMX512.
  4. Возможность использования беспроводного сетевого оборудования, такого как Wi-Fi роутеры, точки доступа и т.д.

Из недостатков можно отметить следующее:

  1. Максимальное расстояние участка кабеля составляет примерно 100 метров по сравнению с 300м у системы DMX512. Однако если учесть более низкую стоимость коммутаторов Ethernet по сравнению с разветвителями DMX512, этой проблемой можно пренебречь.
  2. Чтобы реализовать топологию «звезда» сети Ethernet требуется больше кабеля. Однако, из-за низкой стоимости витой пары и поскольку Ethernet может передавать гораздо больше данных, чем DMX512, экономия по-прежнему сохраняется. ТАк же «звездная» проводка Ethernet будет более сложной при прокладке кабелей по ферме. Лучшее решение — взять Ethernet с консоли на ферму, а затем преобразовать в DMX512.

Наглядная схема подключения устройств с использованием узлов:

Большинство основных производителей ПО для управления световыми приборами поддерживает Art-Net протокол, позволяя использовать сеть Ethernet вместо физических линий DMX512.

Лампы Газоразрядные Hmi, Hti, Hsr, Hsd, Hmd, ДРИШ

Металлогалогенные лампы HMI-лампы - (или Hydrargyrum medium Arc-length Iodide) - это большое семейство газоразрядных ламп переменного тока, в которых световое излучение образуется в результате электрического разряда в плотной атмосфере смеси паров ртути и галогенидов редкоземельных элементов… В отличие от ламп накаливания, являющихся тепловыми излучателями в полном смысле этого слова, свет в этих лампах генерируется горящей между двумя электродами дугой. Это ртутные лампы высокого давления с добавками йодидов металлов или йодидов редкоземельных элементов (диспрозий (Dy), гольмий (Ho) и тулий ™ а также комплексные соединения с цезием (Cs) и галогениды олова (Sn). Эти соединения распадаются в центре разрядной дуги, и пары металла могут стимулировать эмиссию света, чьи интенсивность и спектральное распределение зависят от давления пара металлогалогенов. Световая отдача и цветопередача дугового разряда ртути и световой спектр значительно улучшаются.

Принцип работы (галогенный цикл): В баллоне лампы присутствуют пары йодидов металлов. При инициации электрического разряда с разогретых электродов начинает испаряться вольфрам, и его пары вступают в соединение с йодидами, образуя газообразное соединение - йодид вольфрама. Этот газ не оседает на стенках колбы (баллон остается прозрачным в течение всего срока работы лампы). Непосредственно вблизи разогретых электродов газ разлагается на пары вольфрама и йод, т.е. электроды окутаны облаком паров металла, оберегающим электроды от разрушения, а стенки колбы от потемнения. При выключении лампы вольфрам оседает (возвращается) на электроды. Таким образом, галогенный цикл обеспечивает длительную работу лампы без потускнения колбы. Металлогалогенные (газоразрядные) лампы стали практически традиционными для применения в профессиональном световом оборудовании.

Для этих ламп характерны

  • очень высокая световая отдача (до 100 лм/Вт);
  • цветовая температура излучения близка к цветовой температуре солнечного света! (ок.6000 К);
  • общий индекс цветопередачи Ra(CRI) высок, его значения превышают 90 (чего?); - “примечание редактора”
  • возможность повторного зажигания (для некоторых типов ламп) из горячего состояния;
  • возможность регулировки светового потока.

Основными преимуществами этих ламп по сравнению с лампами накаливания являются: увеличенная в три-четыре раза световая отдача (до 100 лм/Вт), схожий со спектром дневного света спектр оптического излучения с цветовой температурой от 4500 до 6500 K, а также увеличенная на коэффициент 20 яркость, благодаря чему эти лампы можно назвать почти идеальными источниками концентрированного пучка света. Кроме этого индекс цветопередачи металлогалогенных ламп составляет от 80 (HTI) до 95 (HMI), что практически соответствует максимально возможной “естественной” передаче цветов освещаемого объекта (100). Для некоторых областей применения особенно важным является то, что все лампы серий HMI и НМР , и большая часть ламп серии HTI обладают возможностью повторного зажигания из горячего состояния в любой стадии охлаждения и регулирование светового потока лампы (одноцокольные лампы серий HSR и HSD представляют собой лампы с наружными колбами и предназначены для зажигания только в холодном состоянии). Эти лампы выпускаются с большим диапазоном рабочих мощностей - от 125 до 18000 Вт и имеют четыре конструктивных исполнения:

Конструктивные варианты исполнения:

post-1-0-73945300-1354690168.jpg

Двухцокольное исполнение (HTI, HMD). Лампы со штырьковыми или резьбовыми цоколями для простого монтажа. Лампы выполнены с использованием традиционной геометрии для двухцокольных ламп, знакомой многим по отечественному аналогу лампе ДРИШ. Особенно хочется отметить лампы типа GS (gap short) с уменьшенным межэлектродным расстоянием, возросшая в последнее время популярность которых объясняется тем, что эта технология позволяет концентрировать большее количество светового потока вблизи оптического центра светового прибора, снижая потери световой энергии и, тем самым, увеличивая кпд системы. Также немаловажную роль играет то, что для этих ламп стандартом является исполнение Super Quiet (сверхтихое), хотя оптимальное подавление звуковых помех все же достигается при использовании лампы совместно с электронным ПРА.

post-1-0-95808500-1354690208.jpg

Одноцокольное исполнение без наружной колбы (HTI). Лампы с минимальными размерами, с безупречным в оптическом отношении качеством света - для компактных светотехнических систем.

Специальный цоколь лампы этого исполнения, не смотря на свои очень маленькие размеры, обеспечивает безупречное повторное зажигание из горячего состояния: преимущество для очень компактных светильников.

Такие лампы были разработаны для применения в миниатюрных световых приборах, где, тем не менее, требуется высокая яркость. Несмотря на свои небольшие размеры эти лампы обладают всеми преимуществами ламп HMI.

post-1-0-59577700-1354690300.jpg

- Одноцокольное исполнение с наружной колбой (HSR, HSD). Простые в обслуживании лампы, способные работать длительное время без сервисного обслуживания. Без возможности повторного зажигания из горячего состояния.

Наружная колба гарантирует простое обслуживание лампы, оптимальное подавление помех при работе с электронным ПРА, улучшенную по сравнению с двухцокольными лампами регулировку светового потока.

Еще одним достоинством этих ламп является возможность стабильной работы в любом положении.

post-1-0-02680500-1354690339.jpg

- Разрядная лампа с отражателем. Это исполнение представлено семейством ламп “HBO” для видео проекторов. В ней горелка герметично запаяна в интерференционный отражатель. Основная область ее применения - прожекторы дальнего действия с концентрированным световым пучком.

Основное неудобство, возникающее при использовании металлогалогенных ламп, - необходимость всегда иметь под рукой дорогой и объемный высоковольтный источник питания. Тем не менее, благодаря очень хорошей цветовой температуре и высокой светоотдаче металлогалогенные лампы находят широкое применение в сценическом и театральном освещении. Все больше убеждаются в преимуществах ламп HMI фотографы и операторы.

Основные характеристики некоторых упомянутых ламп приведены в таблице:

post-1-0-68538200-1354690721_thumb.png

Прим.:

SE - одноцокольная.
GS - лампа с очень малым межэлектронным расстоянием.
S - короткое исполнение.

Довольно большую группу источников света составляют аналогичные лампам HMI металлогалогенные лампы HTI, HSR, HSD, HMD , отличающиеся тем, что имеют меньшую длину разрядной дуги. Для них характерна высокая световая отдача от 60 до 100 лм/Вт. Кроме этого, общий индекс цветопередачи таких ламп лежит в пределах 80 - 95, что говорит об очень хорошей передаче цветов этими лампами (группа 1А и 1В - смотри меню “Цветопередача”) . В отличие от тепловых излучателей ( например, галогенных ламп накаливания) спектр излучения металлогалогенных ламп представляет собой не сплошную линию, а состоящую из многих линий кривую, близкую к спектру солнечного света.

Основными отличительными характеристиками и преимуществами этих ламп являются:

  • Короткая световая дуга
  • Высокая световая отдача
  • Аналогичный дневному свет
  • Компактное исполнение
  • Работа с дросселем и ЭПРА

Все эти лампы предлагаются в широком диапазоне мощностей - от 150 до 4000 Вт.

Кратко остановимся на некоторых особенностях каждой модели.

Лампы HTI:

Лампы HTI. Очень компактные короткодуговые металлогалогенные лампы. Имеют три основных конструктивных исполнения: одноцокольное, двухцокольное и с интерференционным отражателем. Одноцокольные используются в компактных светотехнических системах. Двухцокольные HTI оснащены двумя штырьковыми или резьбовыми цоколями для простоты монтажа, а их модификация HMD специально рассчитана на установки с длительным сроком эксплуатации и применяется в основном для архитектурной подсветки. Лампы с интерференционным фокусирующим отражателем позволяют повысить общий кпд системы при создании различных световых эффектов.

Лампы HSR:

Лампы HSR. Они аналогичны лампам HTI, но имеют наружную защитную колбу, что повышает простоту обслуживания, однако, к сожалению, лишены возможности горячего перезажигания.

Лампы HSD:

Лампы HSD. Специально рассчитанная на длительный срок эксплуатации версия лампы HSR. Имеет вдвое больший срок службы.

Лампы HMP:

Лампы HMP. Благодаря специальному газу-наполнителю и системе электродов металлогалогенные лампы серии HMP обеспечивают возможность не только регулировки светового потока, но и повышения рабочего напряжения, т.е. эксплуатации при напряжении, превышающем их номинальное значение. При этом такие светотехнические характеристики, как цветовая температура, индекс цветопередачи и световая отдача остаются у этих ламп практически постоянными как при регулировании светового потока, так и при добавочном напряжении.

Основными отличительными характеристиками ламп HMP являются:

  • Режим регулировки светового потока и повышения напряжения
  • Возможность зажигания из горячего состояния
  • Любое рабочее положение
  • Длительный срок службы при работе с номинальной мощностью
  • Оптимизированный для показа видеофильмов спектр (спектр дневного света).

Лампы ДРИШ:

post-1-0-00567300-1354690785.jpg

Лампы ДРИШ Включается в сеть последовательно с балластным дросселем и применяется в оптических приборах для получения узкого пучка света большой интенсивности, с цветовой температурой дневного света, порядка 6000°К (градусов Кельвина). Используется в театральных пушках типа ПрТКМ, сканерах, центральных эффектах, зенитных прожекторах.

Лампы ДРИШ имеют несколько модификаций, которые различаются межэлектродным расстоянием. Например, в лампе ДРИШ-575-4 расстояние аналогично лампе иностранного производства типа НМI-575 W/GS и составляет 7 мм. Остальные 575-е лампы имеют ненормированные межэлектродные расстояния, и некоторые новые лампы при слабом пусковом устройстве сразу могут не зажечься. Хотя, как показывает практика, при их предварительном прожиге на любой штатной аппаратуре они работают не хуже ламп НМI-575. С другой стороны, лампа ДРИШ-575-1 имеет более стабильную световую температуру (-4), не изменяющуюся от лампы к лампе.

Источником света в лампах ДРИШ является электрическая дуга. В холодном состоянии электрическая проводимость межэлектродного пространства лампы стремится к нулю. Поэтому для обеспечения прохождения рабочего тока необходимо электрически замкнуть электроды. Для этого применяется специальное высоковольтное “поджигающее” устройство, создающее напряжение до 9000 В. Образующийся разряд обеспечивает прохождение стартового электрического тока через разрядный промежуток лампы и балластный дроссель. В процесс разряда вовлекаются пары ртути, находящиеся в колбе лампы. По мере разогрева ртуть начинает испаряться, добавляя атомы в процесс переноса электрического разряда. Процесс постепенно нарастает до полного испарения ртути. При этом ток, проходящий через лампу, стабилизируется, а свечение становится наиболее ярким. Если в момент разогрева лампы на мгновение прервать идущий через нее ток, свечение прекратится, а часть испарившейся ртути осядет на еще холодную колбу лампы. Это приведет к сокращению атомов паров ртути в межэлектродном пространстве и, как следствие, невозможности образования так называемого стартового тока, хотя высоковольтный разряд исправно возникает. Лампа приходит в негодность. Поэтому перед тем, как выключить прибор с металлогалогенной лампой, следует дождаться выхода лампы на рабочий режим (как правило, 2-5 минут).

Такими же характеристиками обладают и лампы ДРИШ-1200, ДРИШ-2500.

post-1-0-30432100-1354690879_thumb.png

Прим.:
SE - одноцокольная.
DE, DX - двухцокольная.
D - двухконтактная.

Эксплуатационные условия

Металлогалогенные лампы работают от переменного тока, который подается на них, как правило, через дроссельные катушки, трансформаторы с магнитным рассеянием или через электронные пускорегулирующие аппараты. Электронные пускорегулирующие аппараты работают на постоянной мощности и обеспечивают немигающий свет ламп.

В холодном состоянии металлогалогенные лампы, как и все газоразрядные лампы, являются превосходными изоляторами. Поэтому для электрической проводимости этим лампам необходим высоковольтный разряд (зажигание). Если холодной лампе для зажигания достаточно всего нескольких киловольт напряжения, то для повторного зажигания лампы из горячего состояния требуется импульсное напряжение, увеличенное на коэффициент 10.

Срок службы

Под средним сроком службы металлогалогенных ламп понимают тот срок эксплуатации ламп, по истечении которого половина ламп одного типа (общее количество не должно быть слишком малым) может уже больше не соответствовать предъявляемым специальным требованиям (например, по световому потоку и цветовой температуре).

При этом отклонение электрических и светотехнических параметров от нормы зависит от типа технического устройства,

обеспечивающего работу этих ламп - дросселя или электронного ПРА.

Частота включения - это тот фактор, который определяет срок службы металлогалогенных ламп в наибольшей степени. В зависимости от области применения ламп в основу проводимых на фирме OSRAM испытаний на долговечность берется определенный, типичный для этих ламп ритм включение и выключении. Так, для ламп серий HMI, HMP и HTI этот ритм составляет: 60 минут ВКЛ, 15 минут ВЫКЛ, для ламп серий HSR и HSD - 180 минут ВКЛ, 30 минут ВЫКЛ. По среднему сроку службы и указанному ритму включений и выключении определяется средняя частота включения лампы. Если после немногих зажиганий лампа работает на постоянной номинальной мощности, то можно ожидать более длительного срока ее службы. Тем не менее, если срок эксплуатации лампы на 25% превышает предписанный срок службы, ее следует немедленно заменить, чтобы избежать опасности растрескивания.

Особенно неблагоприятные последствия следует ожидать при выключении металлогалогенной лампы во время фазы пуска, так как это приводит к осаждению компонентов газа-наполнителя на внутренние стенки колбы и на электродах, в результате чего резко ухудшается повторное зажигание ламп и понижается срок ее службы.

Безопасность

Эксплуатация всех металлогалогенных ламп (также и ламп с наружными колбами) разрешена только в специальных закрытых корпусах, что обусловлено их ультрафиолетовым излучением, способным вызвать ослепление светом (ожог глаз, как от сварочного аппарата) и избыточным рабочим давлением - риск получить травмы при разрушении лампы.

Для сокращения ультрафиолетового излучения до допустимого предельного значения необходимо использовать соответствующие фильтры “UV - фильтр”.

Типы цоколей ламп

1) Первая буква указывает на тип цоколя:

E - резьбовой цоколь (Эдисона)
G - штырьковый цоколь
R - цоколь с утопленным контактом
B - штифтовой цоколь (байонет)
S - софитный цоколь
P - фокусирующий цоколь

2) Число указывает диаметр соединительной части цоколя или расстояние между

штырьками.

3) Строчные буквы показывают количество контактных пластин, штырьков или гибких соединений:

s - один контакт
d - два контактаt - три контакта
q - четыре контакта
p - пять контактов

Генераторы дыма / Дым машина / Fog mashine

Генератор дыма (или дым машина) – это устройство, которое производит дым или туман и рассеивает его. Применяется дым машина в основном для уменьшения прозрачности воздуха, в результате чего хорошо читаются световые и лазерные лучи, становясь более эффектными. Таким образом, дым выгодно подчеркивает другие визуальные эффекты, такие как лазеры, сканеры, стробоскопы и придает им новые неповторимые краски. Дым - это холст, на котором художник по свету пишет картины.

Генераторы дыма / Дым машина / Fog mashine

Классификация существующих дым-машин

По способу получения дыма

  • Нагревательные устройства
  • Компрессионные
  • Криогенные

По типу используемой жидкости

  • На масляной основе
  • На водной основе

По свойствам производимого дыма

Такая классификация почти совпадает с названиями приборов:

Дым-машины / Fog mashine

Состоит из нескольких элементов: резервуара с жидкостью, помпы и нагревательного элемента (термоблока) с термопредохранителем. Помпа качает и подает жидкость из резервуара в термоблок с трубчатым электронагревателем (ТЭН), где она испаряется и выталкивается из сопла в виде дыма. Термопредохранитель защищает нагревательный элемент от перегрева и расплавления, а в недорогих машинах и контролирует его температуру.
В дым-машинах посложнее ставят термостат или термопару для поддержания нужной температуры печки. Помпа может быть интеллектуальной, чтобы управлять интенсивностью закачки.

Дым-машины быстро наполняют помещение дымом. Без вентилятора и грамотного положения генератора с учетом воздушных потоков в зале можно получить неподвижное густое облако. Дым быстро рассеивается и это может быть преимуществом по сравнению с хейзерами.

Еще один недостаток заключается в том, что дым-машины очень шумные. Не круто, когда во время исполнения баллады что-то громко пшикает и лезет в микрофоны.

Чаще всего мощные дым-машины используют на уличных мероприятиях, где они выигрывают у хейзеров по всем параметрам. Генераторы дыма чаще всего используют в кино для безопасной имитации дыма без пиротехники.

Фейзеры / Fazers

Фейзер — это дым-машина со встроенным вентилятором. Встречается нечасто и есть в линейке не у всех производителей.

По здравой логике стоило бы включить в это класс и все хейзеры, которые нагревают специально насыщенную воздухом водорастворимую жидкость. Это упростило бы классификацию и облегчило выбор покупателям. Многие хейзеры, даже несмотря на слово Hazer в названии, являются обычными дым-машинами с вентиляторами — фейзерами.

Хейзеры / Hazers

Хейзер создает однородный, почти прозрачный туман за счет того, что размер частиц меньше. Он может быть незаметен на глаз и в объективах фото- видеокамер, но его плотности достаточно, чтобы стали видны световые лучи.

В хейзерах можно управлять интенсивностью тумана (output) и скоростью встроенного вентилятора (fan speed).

Хейзеры бывают двух типов: нагревательные и компрессионные.

В нагревательных хейзерах используется воздушный компрессор или газ (азот N2 или углекислый газ CO2) для смешивания с жидкостью перед попаданием в нагревательный элемент. За счет этого взвешенные частицы получаются гораздо мельче, чем в дым-машинах и туман держится в помещении гораздо дольше.

Самые распространенные хейзеры являются по своей сути фейзерами, улучшенными дым-машинами. В отличии от обычной дым-машины, в них стоит компрессор, который насыщает жидкость воздухом, далее эта смесь поступает в нагреватель и выдувается вентилятором. Благодаря такой смеси частицы получаются меньше и дольше висят в воздухе. У таких устройств гораздо ниже расход жидкости.

Самый продвинутый вид хейзеров — приборы, которые смешивают жидкость с газом. Блок смешивания стоит внутри генератора, а газ поступает из внешнего баллона по шлангу. Такие приборы позволяют получить самые мелкие взвешенные частицы: 0,5 — 0,7 микрометров.

Компрессионные хейзеры работают по принципу ингаляционных небулайзеров. Они работают на «масле» или на «водных» жидкостях. Чаще всего встречаются масляные компрессионные хейзеры. Легко определить компрессионный хейзер по звуку — он будет тарахтеть.

В приборе стоит компрессор, который под высоким давлением воздуха засасывает жидкость по трубочке в камеру. Далее воздух разбивает жидкость на мелкие частицы и выпрыскивает через форсунку аэрозоль. В процессе дисперсии, частицы получаются разного диаметра. Чтобы отфильтровать только самые мелкие, на их пути ставят извилистую камеру. Большие частицы оседают на стенках и возвращаются в резервуар, а самые мелкие выдуваются наружу.

У масляных компрессионных хейзеров за счет мелкодисперсного аэрозоля и длительной по времени времени абсорбции масляных частиц — самая убойная эффективность. Компрессионники вырабатывают частицы диаметром 0,5 — 10 микрометров. Для сравнения, толщина человеческого волоса в среднем — 50 микрометров.

Для заполнения туманом помещения потребуется время, но дымка может держаться часами. Туман будет очень прозрачным, неразличимым для глаз, но достаточным для отражения света. Поскольку в них нет нагревательных элементов, к работе они приступают мгновенно после включения.

Ругают масляные хейзеры за жирный налет, оседающий не только снаружи, но и внутри электроприборов. Жирная поверхность потом как магнит притягивает пыль и может портить оборудование. Во многих залах даже запрещены масляные компрессионные хейзеры.

Хейзеры хороши в тех случаях, когда не нужны клубы дыма, но необходимо, чтобы читались лучи: рестораны, телевидение. Преимущество хейзеров является одновременно и их недостатком — невозможно быстро проветрить помещение. Хейзеры беспомощны на уличных мероприятиях, где будет ветер.

Масляные компрессионные хейзеры не любят холодные помещения и теряют эффективность, поскольку из-за низкой температуры повышается вязкость жидкости.

Генераторы тяжелого дыма / low fog generators, cryogenic fog machines

Дым, который стелется по полу и какое-то время не поднимается можно получить двумя способами: с помощью физической реакции либо остудив дым из обычного хейзера или дым-машины.

Для получения дыма физическим способом смешивают с водой сухой лед (диоксид углерода) или жидкий азот.

Сухой лед при контакте с водой стремительно переходит из твердого состояния сразу в газообразное, без промежуточной стадии. Машины для тяжелого дыма на сухом льду представляют собой резервуар с водой и нагревателем. В верхнюю часть машины в виде сетчатой корзины засыпается сухой лед. Оператор опускает корзину в кипяток и направляет струю выходящего газа. У генераторов на сухом льду самая высокая эффективность и низкая стоимость, но есть пара недостатков. После использования на полу остается конденсат и мокрый пол может представлять опасность для выступающих. Другой недостаток в том, что такие машины работают в ручном режиме с оператором и нет возможности удаленно контролировать запуск с пульта.

Как и во многих других областях, несмотря на легкодоступность компонентов, лучше довериться профессионалам и проверенным машинам. Кустарное применение может наградить вас холодным ожогом или смертельным продуктом реакции — углекислым газом.

Что касается жидкого азота, его не применяют в серийных машинах из-за быстрой взрывной реакции. Обычно жидкий азот используют для демонстрации химических фокусов в шоу-программах.

Есть несколько способов остудить выходящий из дым-машины или хейзера дым.

Холодильным агрегатом
В генераторе стоит камера, которая охлаждает дым как обычный холодильник. Самая известная машина, работающая на этом принципе — снятая с производства JEM Glaciator X-Stream и пришедшая ей на замену JEM Glaciator Dynamic.

Кубиками льда или сухим льдом
Самые простые по конструкции машины. Для охлаждения используются камеры, куда засыпается лед. По этому принципу очень просто и недорого сделать самодельную охлаждающую приставку для любой дым-машины. Для этого всего лишь потребуется ящик и гофротруба. Ну и прямые руки, разумеется.

Жидким углекислым газом
Жидкая углекислота (двуокись углерода) бывает низкого и высокого давления. Углекислота высокого давления хранится в баллонах, низкого — в специальных сосудах. Наиболее распространены машины, работающие на углекислоте высокого давления. На низком давлении могут работать Le Maitre Freezefog Pro или MDG ICE FOG Q. Плюсы машин на углекислоте — нет мокрого пола. Дым получается не такой высокий как на сухом льду, но высоту можно регулировать количеством газа. Важное преимущество таких машин — полный контроль по DMX, вы можете запускать и останавливать эффект удаленно.

Водой
Обычный дым проходит через ультразвуковую ванну с простой водопроводной водой. Аэрозоль насыщается водой, утяжеляется и стелется по полу. Удобство в том, что не нужны никакие компоненты, кроме жидкости для дым-машин и воды. Сам генератор небольшого размера и тихий в работе.

Текст частично позаимствован из статьи - дым-машина — Давид Мисакян